Найти в Дзене

Верхотурье – центр судостроения на Урале

Когда говорят о каком-то месте, что является центром судостроения, то как-то предполагается, что все это находится либо на морских побережьях, либо на берегах огромных рек. И когда смотришь на реку Туру, которая течет под окнами клуба-шале «Верхотурье», то слабо верится, что эта река была мало того что судоходна, но и здесь был центр судостроительства. А так оно и было. Ведь реки раньше были полноводными и Тура, являясь главным и самым длинным притоком Тобола, была отличной «дорогой» для доставки грузов в отдаленные тогда еще сибирские места, и перевозки богатств недавно открытого сибирского региона. Перевозились грузы и водным путём на кочах, судах, ладьях, так как грузов и товаров становилось всё больше, и перевозить их нужно было всё дальше. А сухопутных дорог было очень мало. Вот и стали использовать реки для перевозки людей, грузов. Судостроение в Верхотурье начало развиваться с XVII века. Строили суда в самом городе, и использовались они для перевозок соли, служивых, на них пере

Когда говорят о каком-то месте, что является центром судостроения, то как-то предполагается, что все это находится либо на морских побережьях, либо на берегах огромных рек. И когда смотришь на реку Туру, которая течет под окнами клуба-шале «Верхотурье», то слабо верится, что эта река была мало того что судоходна, но и здесь был центр судостроительства.

А так оно и было. Ведь реки раньше были полноводными и Тура, являясь главным и самым длинным притоком Тобола, была отличной «дорогой» для доставки грузов в отдаленные тогда еще сибирские места, и перевозки богатств недавно открытого сибирского региона.

Перевозились грузы и водным путём на кочах, судах, ладьях, так как грузов и товаров становилось всё больше, и перевозить их нужно было всё дальше. А сухопутных дорог было очень мало. Вот и стали использовать реки для перевозки людей, грузов.

Судостроение в Верхотурье начало развиваться с XVII века. Строили суда в самом городе, и использовались они для перевозок соли, служивых, на них перевозили хлеб. Именно в эти времена профессия плотника в Верхотурье становится очень популярной и прибыльной. Лодки-дощанки, которых строилось большинство, использовались в основном в верховьях Туры – там глубина реки была небольшая, а эти лодки были удобным средством перевозки с удобными габаритами: 10 метров в длину, 2,5 метра в ширину. Такая лодка могла перевезти до пяти тонн груза!

-2

В одном только 1623 году было построено 86 разных судов для нужд города. Это были дощанки, набойницы, ладьи для перевозки грузов, струги предназначались для перевозки людей. Суда строили не только в городе, но и в расположенных от него слободах. Плотбища, на которых строились суда, были подвижны и располагались близ необходимого по размерам соснового бора. Когда ресурсы иссякали, плотбище перемещали на другое место. Срок изготовления судна в зависимости от размеров мог составлять до четырех месяцев. Строили под открытым небом.

-3

До середины XVII века недостатка в смоле и древесине у строителей не было, а вот гвозди, скобы, парусину приходилось привозить из других мест. И только со второй половине XVII века производство необходимых деталей наладили на месте – в Верхотурье.

-4

Верхотурские плотбища были известны не только в России. О них знала и Западная Европа. Благодаря известному путешественнику Н. Витсену, который описал в своей книге «Северная и Восточная Татария» большое количество плотбищ Верхотурья и окрестностей, указав, что суда, построенные здесь, могут плавать по всей Сибири, и даже до Ледовитого океана. Например, кочи были очень прочными судами, способными плавать на мелководье, и были приспособлены для хождения по северным морям. Благодаря его конструкции, кочи не застревали во льдах, а выпрыгивали из воды на льдины, спасая при этом моряков от гибели. Кочи были очень вместительными судами. Их длина составляла до 20 метров, ширина 5-6 метров.

-5

Конечно, с появлением большой сухопутной дороги, Бабиновского тракта, популярность речных провозов снизилась. Оказалось, что речной маршрут был не только длиннее, но и дороже сухопутного. Поэтому судоходное дело стали потихоньку сворачивать, оставив лишь несколько плотбищ для внутренних нужд Верхотурья и его окрестностей. А профессия плотника быть популярной не перестала. Город, с появлением таможни, государевой дороги, стал разрастаться, и поэтому необходимость в постройке жилья возросла многократно.

Из окон клуба-шале «Верхотурье» можно наблюдать за тем как неспешные воды Туры движутся к центру города и медленно поворачивают под стенами Верхотурского кремля. Эта, некогда полноводная река теперь несет покой и умиротворение, соединяясь с остальной природой этого тихого и уютного старинного города.

-6

Мы приглашаем вас оценить комфорт и разделить радость пребывания в Верхотурье! Для вас приготовлены комфортные номера с все необходимым для дорогих гостей города. Мы поможем организовать ваш досуг и прогулку по старинным местам. Вы оцените высокий уровень нашего сервиса, и непременно захотите вернуться в удивительное Верхотурье за новой порцией впечатлений, полноценно отдохнуть в нашем замечательном городе!

Мы ждем вас в гости!


Ваш Клуб-Шале «Верхотурье»

Адрес: Первомайская улица, 1А

Телефон: +7(906)-807-81-11

www.verkhoturye.ru

Подробную информацию о нас вы сможете найти:

Группа в Одноклассниках

Группа в ВК