В ноябре прошлого года произошло жуткое событие - экс-министр национальной экономики Казахстана Куандык Бишимбаев жестоко избил свою гражданскую жену Салтанат Нукенову, в результате чего она умерла. В этом году суд приговорил Бишимбаева к 24-м годам тюрьмы.
Когда я слушала версию случившегося из уст Бишимбаева на судебном процессе, меня зацепила такая его фраза, что он чувствовал в отношении Салтанат не ревность, а стыд. Стыд - частый спутник нарциссических личностей.
Поначалу Бишимбаев увлёкся яркой внешностью девушки, её экспрессией, популярностью (она была известна тем, что проводила астрологический сеансы и делала расклады таро, кажется) , идеализировал её, потом же, судя по его словам, когда Салтанат рассказала ему после помолвки о своём прошлом, что встречалась с состоятельными, статусными мужчинами, почувствовал себя униженным и обманутым.
С того момента Бишимбаев часто стал упрекать девушку во лжи. Его идеализация сменилась тотальным обесцениванием и гневом.
Мать Куандыка в интервью Наталье Грейс говорит о Салтанат с некоторым, как мне показалось, уничижением, что она не имела серьёзного образования, профессии, кроме заработков на сомнительной астрологии. Это отношение матери проскакивало и в словах её сына, когда он говорил о том, что предлагал своей спутнице получить образование и профессию.
Обычно нарциссичные люди не принимают своих близких такими, какие они есть и стремятся переделать, довести до нужного им идеала, дабы избавиться от стыда. В действительности же они проецируют на других свой собственный стыд и чувство неполноценности.
Обесценив Салтанат, Бишимбаев вернулся к прежнему образу жизни, который вёл при бывшей жене, а именно - к изменам и своеволию. В одном интервью бывшая жена и мать его детей Назым Кахарман утверждает, что бывший муж регулярно ей изменял и очень остро реагировал на любые замечания в свою сторону, был вспыльчив. Назым произвела на меня впечатление достаточно эмоционально устойчивой и отстраненной женщины, в её характере я увидела некоторое сходство с матерью Куандыка. Она не принимала близко к сердцу похождения мужа, в отличие от Салтанат.
Салтанат же зря лелеяла надежду, что Куандык будет предан ей. Если мужчина изменял прежней жене, то наивно полагать, что он не будет изменять настоящей.
Я вполне могу допустить, что девушка устраивала Бишимбаеву сцены ревности, когда он стал ходить "налево".
Их отношения, к сожалению, стали развиваться по садомазохистскому сценарию в самом жестоком варианте.
Салтанат не хотела принять правила игры, когда ей изменяют, а она закрывает на это глаза, но и не уходила от Бишимбаева окончательно, притом, что было совершенно ясно, что перспектив у их отношений нет.
Девушка упрекала его в связях на стороне, а её гражданский муж прибегал к газлайтингу: он или отрицал свои измены, выставляя её неадекватной, или говорил, что если бы она была ему хорошей женой, то не было бы необходимости в других женщинах. И Куандык, и его родители всю ответственность за благополучие в отношениях возлагали на Салтанат. Роль в этом сыграл, вероятно, и восточный менталитет: Салтанат хотела отношений на равных, а её супруг, по всей видимости, был иного мнения - в его представлении жена должна создавать уют в доме, рожать детей, быть кроткой, мириться с тем, что он делит постель с кем-то ещё.
Яркая черта Бишимбаева - изображать искреннее удивление и непонимание того, почему близкий находится в душевной агонии, и отрицать свой вклад в это.
Если в отношения вступают истероид и нарцисс, то истероид будет постоянно эмоционировать, а нарцисс - газлайтить эти эмоции. Садист глумится над жертвой, доводит её до исступления, жертва срывается, уходит из дома, угрожает покончить с собой, потом садист пытается загладить вину - уговаривает вернуться, предлагает съездить в путешествие, дарит подарки... и так до нового цикла насилия.
У женщины с истероидно-мазохистским радикалом может быть неосознаваемая выгода получать таким искаженным способом любовь, внимание и подарки, пока всё не заходит слишком далеко.
На всём протяжении их отношений видно виктимное поведение Салтанат: посвящение супруга в свои прошлые отношения, сцены ревности, согласие на предложение Бишимбаева записать их постельные сцены на видео (так обычно психопаты проверяют границы жертвы), возвращение к нему снова и снова.
Есть ли вина девушки в этом? Когда ранние травмы переплетаются с настоящими и давят на человека, крайне сложно, если невозможно, оставаться невовлеченным и действовать конструктивно. Салтанат была влюблена, попала в эмоциональную зависимость, возможно на неё влияли и отношения в семье, и травма сексуального насилия, которое она пережила в юном возрасте, судя по словам Бишимбаева, и нарциссический страх потерять статус жены бизнесмена.
Однако поведение девушки нисколько не оправдывает его бесчеловечного деяния.
Ответственность обоих - прекратить отношения, если в них появились измены, насилие, если трудно справляться со своими эмоциями.
Со слов Бишимбаева также ясно, что Салтанат пыталась забеременеть, пила гормональные препараты, которые тоже могли влиять на её психическое состояние.
Динамику садомазохистских отношений Салтанат и Бишимбаева можно представить в цитате С. Коэн: "Садомазохистские объектные отношения и сексуальное соблазнение сходны в том, что объект не может быть оставлен один за пределами поля зрения индивида. Пара не может комфортно существовать ни вместе, ни врозь. Ненависть подталкивает пару к разрыву; страх отделения и одиночества удерживает их вместе. Контроль, доминирование, подчинение и возбуждение сильных аффектов посредством всемогущей манипуляции удерживают их рядом. Отрицание и проективная идентификация имеют целью вложить в другого то, что невозможно переносить в самом себе. Другой оказывается "плохим" и должен искать прощения и любящей снисходительности".
До сих пор для многих остаётся загадкой причина изуверского отношения Бишимбаева к своей гражданской жене. Возможно, накопительный эффект всего перечисленного вкупе с психопатологией. Бишимбаеву было невыносимо знать, что Салтанат была любовницей известных и успешных в Казахстане людей, один из которых был его партнёром когда-то, и он боялся, что девушка предпочтет его, ведь агрессия в отношении объекта привязанности и убийство, как писал Отто Кернберг, является психопатическим способом устранить источник боли и восстановить нарциссическое равновесие.