Говорят, что Пётр Первый "прорубил окно в Европу", а предыдущее Московское государство было "диким и отсталым".
Однако ведущие дореволюционные историки (например, В. О. Ключевский) полагали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII века.
Привлечение иностранцев
Связи России с западной Европой уходят в глубину веков. По крайней мере, с 15 века иностранные специалисты служили в русской армии (у Ивана Грозного была лучшая в мире артиллерия), работали медиками и инженерами.
В европейском русле развивалась и экономика. При Иване Грозном в России заработала английская торговая компания. Царской грамотой 1554 года была установлена беспошлинная торговля.
Образование в допетровской России.
Книгопечатание появилось в России при Иване Грозном. Именно при нём, в 1564 году, Иван Фёдоров напечатал первую датированную книгу на Руси — «Апостол». Это стало важным шагом в развитии образования и распространении знаний.
Считается, что в допетровской России не было учёных. Однако естествознание начало активно развиваться в Европе только в XVII веке в период так называемой «научной революции». Появление русских учёных было связано с формированием собственной учебно-методической базы, без которой научная деятельность была невозможна.
Первый русский университет появился ещё до Петра — это Славяно-греко-латинская академия, основанная в Москве в 1682 году. Она стала важным центром образования, где изучались латинский, греческий и славянский языки, риторика и философия. Ещё одним ключевым образовательным учреждением была Киево-Могилянская академия, основанная в 1631 году. Она стабильно поставляла России образованных специалистов, что стало важным этапом на пути к формированию научной среды.
Таким образом, несмотря на сложные условия, основы для появления русской науки были заложены ещё до петровских реформ.
Политические институты
В России со времен Иоанна Грозного проводились сословно-представительские земские соборы, которые принимали решения по важнейшим вопросам, например, войны и мира.
Была ещё Боярская дума, которая формировалась в соответствии с местническим старшинством, что сближает ее с британской палатой лордов (верхняя палата парламента).
Юридические права и свободы
В допетровской Руси крестьяне не подлежали суду царских чиновников. По "Судебнику" Ивана Грозного выдать крестьянина царскому суду могли только с разрешения выборных от населения - местного старосты, представителя общины, воеводы и представителя местного суда.
Соборное уложение 1649 года запрещало продавать крепостных крестьян.
Преобразования Петра Первого и Екатерины Второй
По мнению Ключевского, административные реформы Петра I носили во многом довольно хаотический характер, при этом с русскими демократическими традициями было покончено в духе европейского абсолютизма. Екатерина Великая, взойдя на престол власть в результате свержения мужа, правила на шатких основаниях, боясь испортить отношения с аристократией и лишиться власти.
Стремясь укрепить свою позицию среди дворян, Екатерина II провела ряд мер, направленных на удовлетворение их интересов. Одним из самых значимых шагов стало раздача дворянам около 800 тысяч крестьян. Это существенно усилило их влияние и экономическую базу.
"В то же время, при Петре I, полагается начало тому крепостному праву, которое надолго становится позором и болезнью России. До Петра на Руси искони крестьяне не только государственные, но и помещичьи не были лишены прав, находились под защитой законов, то есть никогда не бывали холопами или рабами, собственностью господ! Известные нам уже меры ограничения и, наконец, запрещения своевольного ухода крестьян, или перехода их от одного господина к другому, были мерами прикрепления русских крестьян к земле (а не к господам!) с целью сохранить земледелие в центральных землях Великороссии, удержав в них самих земледельцев, работоспособных крестьян. Но у русских помещиков были всегда и холопы, люди, попавшие в полную зависимость от господ, заложившие себя за долги, или беглые, или иные, скрывавшиеся от преследований. Постепенно (не сразу) помещики стали и этих холопов наделять своей (не общинной!) землёй, заставляя трудиться на ней ради увеличения господских доходов, каковые тогда в основном состояли в продуктах земледелия. Пётр I, введя новый порядок налогообложения – подушную подать (с человека), а не с участка земли («с сохи») и не со «двора» из нескольких семей, как до него было, обложил этой подушной податью и холопов, уравняв тем самым их с крестьянами. С этих пор господа постепенно стали смотреть и на лично свободных крестьян, как на холопов, то есть как на свою собственность. Вскоре, при Екатерине II это было уже узаконено, так что Императрица называла крестьян «рабами», чего никогда на Руси не бывало!", - писал протоиерей Лев Лебедев.
Более того, в 1783 году Екатерина узаконила крепостное право на территории Левобережной Украины, окончательно подчиняя крестьян дворянам. Именно в этот период крестьян начали рассматривать как товар: их продавали и обменивали, как скот, что стало символом крайнего упадка прав и свобод нижних слоёв общества.
А была ли альтернатива петровским реформам?
Многие историки полагают, что насильственная европеизация элит и борьба с традициями русской старины, инициированные Петром I, заложили глубокий мировоззренческий конфликт между элитой и простым народом. Эти реформы, направленные на ускоренную модернизацию страны, создавали культурный разрыв: элита, принявшая западные ценности, всё дальше отходила от уклада жизни и традиций большинства населения.
Вполне возможно, что Россия, встав на путь модернизации, могла сохранить свою самобытность, подобно тому, как это сделала Япония после реставрации Мэйдзи. Японская элита, проводя масштабные реформы, не только не отказалась от своих национальных традиций, но и активно поддерживала их, превращая традиционную культуру в неотъемлемую часть новой национальной идентичности. Этот подход позволил Японии гармонично объединить модернизацию с сохранением культурного наследия.
И сегодня японский стиль остаётся популярным во всём мире. Традиционная одежда, такая как кимоно, изысканная архитектура, уникальная кухня, боевые искусства и многие другие элементы японской культуры завоевали признание и восхищение далеко за пределами страны. Этот успех стал возможен благодаря тому, что Япония, модернизируясь, сумела сохранить и развить свои традиции, превратив их в важную часть своей культурной идентичности.
Славянофильство в России
Несмотря на насильственную европеизацию, вскоре после смерти Петра в России вновь начал пробуждаться интерес к русской старине, что нашло отражение в русском архитектурном стиле, в творчестве писателей и художников. В екатерининскую эпоху берут начало попытки введения форменной одежды, основанной на образцах допетровского боярского или народного костюма. При Екатерине II появились и первые празднества «в русском стиле».
Широкое же увлечение стариной началось после Отечественной войны 1812 года. В этот период начала формироваться идеология старообрядчества. Этот интерес отразился не только в философии, но и в искусстве, архитектуре и быту. В моду вошли возрождённые стили, вдохновлённые древнерусским зодчеством, литературные произведения обращались к темам древней Руси.
"При Александре III была предпринята масштабная реформа военного костюма, основанная на национальных традициях. Также была утверждена единая форма для служащих российских железных дорог: так, костюм кондукторов включал русский кафтан и шаровары" - пишет журнал "Дилетант".
Последний российский император любил эпоху царя Алексея Михайловича. Императорская семья примеряла допетровские одежды.
Несмотря на рост национального самосознания в XIX веке и попытки интеллигенции сблизиться с народом, например, через народнические движения, разрыв в мировоззрении, образе жизни и культурных ценностях оставался глубоким. Образованные слои зачастую воспринимали народ как нечто "инородное", тогда как народ с недоверием относился к "барским" идеям.
Культурная пропасть между образованными слоями общества и простым народом сохранялась вплоть до революции 1917 года и Гражданской войны, что ярко описал Иван Бунин в своем произведении "Окаянные дни".
Надо ли заколачивать "окно в Европу"?
Интерес к собственной культуре не означает отказа от общеевропейского вектора развития.
Как справедливо заметил Иван Тургенев: "Конечно, русская утка немного другой породы, чем остальные европейские утки, но всё-таки она утка и дышит лёгкими, а не жабрами, как рыба."
Это меткое сравнение подчёркивает, что Россия, несмотря на её уникальность, остаётся частью европейской культурной и исторической традиции. Однако в современной России всё чаще можно услышать иронические замечания о "окне в Европу". Фраза, когда-то символизировавшая прогрессивный курс Петра I, теперь нередко оборачивается сарказмом — мол, "проветрили и хватит". Это отражает смену приоритетов в национальной идеологии, где акцент всё сильнее смещается на самодостаточность и противопоставление Западу.