Найти тему

Битва

картинка из интернета
картинка из интернета

Битва, в о й н а, мифологический сюжет, связанный с творением космоса из хаоса и защитой творения (космоса, земли, людей) от разрушительных и враждебных сил (#злых_духов, #чудовищ). Центральным мотивом космогонических мифов о борьбе старшего поколения богов, воплощающих хаос, с младшим поколением устроителей космоса является поединок верховного бога чудовищем - прародительницей (Б. Мардука с Тиамат, из расчленённого тела которой созданы земля и небо) или длительная война (титаномахия - борьба #титанов и олимпийских богов в греческой мифологии, также Гиганты). В египетской мифологии Ра еженощно обороняет мир в поединке со змеем Апопом (ср. ацтекского Уицилопочтли) тем не менее основной миф многих индоевропейских мифологий - миф о поединке громовержца (Индры, Перуна и др.) со змеевидным противником, похитителем воды, скота и плодородия в целом. Уже сотворённому космосу и человечеству постоянно угрожает Восстание враждебных демонов и чудовищ: в библейской мифологии - Сатана с его воинством (см. #Бесы), которому противостоит архангел (архистратиг небесного воинства) Михаил, в египетской - Сет, сражающийся с Гором, в иранской мифологии - Ангро-Майнью и #дэвы, выступающие против Ахурамазды и богов-ахуров; соответственно мифологизированной истории иранцев последние во главе с праведными царями Кейянидами стоят туранцам, враждебным кочевникам, возглавляемым Афрасиабом. В индийской (ведийской) мифологии противоборство двух родов враждующих Сверхъестественных существ (где Дева - боги, а суры - демоны) также имеет продолжение в эпической истории: война пандавов и кауравов, кончившаяся Великой битвой на Курукшетре (" Махабхарата"), война Рамы с Раваной и ракшасами (" Рамаяна") завершаются поражением кауравов, ассоциировавшихся с асурами, и ракшасов (ср. также мятежникаЧи-ю в кит. Мифологии). Раздор среди богов-олимпийцев стал причиной Троянской войны. Мотив первой войны может быть связан с деяниями культурных героев (ср. Хейтси-Эйбиб у готтентонтов, Хайк у армян), нарушением традиционных норм богами (война асов и ванов в скандинавской мифологии).

Воинской функцией наделялись особые божества в различных пантеонах (см. например, египетский Монту, кит. Гуань-ди, япон. Хатиман, Кибука у ганда, индуистский Сканда): часто в функции бога войны выступал громовержец - гром и молнию считали оружием, поражающим демонов (ср. Аягынсум - молнию - стрелу монг. Хухедей-мергена). В греческой мифологии самостоятельное божества воплощали воинское искусство (Афина) и неистовство битвы (Арес): ср. Одина - покровителя воинов и Тора - защитников всех людей скандинавской мифологии. Тор пребывает в постоянных сражениях с великанами, угрожающими миру богов и людей; функцией защиты человеческого рода от демонических врагов, чудовищ наделяются также эпические герои - Гильгамеш, Геракл и другие. Мотив завоевания мира как освобождение его от врагов и демонов: Александр Македонский заточил за стеной на краю уйкумены Гога и Магога. Для эпических героев характерно также богоборчество (см. #Нарты) Бог Тескатлипока у Майя испытывал молодых воинов, вызывая их на бой; Иаков борется с Богом, чтобы получить его благословение. Решительная битва между силами добра и зла относятся, как правило, к концу света в эсхатологических мифах: в скандинавской (см. Рагнарёк) и иранской мифологиях - это битва представляется как серия поединков между богами и демонами. Во главе небесного воинства в иудаистической и христианской мифологиях должен встать Мессия.