Найти в Дзене
UpackUnion

OSQ Group: инновационная упаковка для HoReCa

OSQ Group – крупнейший российский производитель картонной упаковки для пищевой промышленности и ресторанного бизнеса. Оригинальные и функциональные контейнеры для салатов и лапши, одноразовые ланч-боксы, упаковка для фастфуда, сэндвичей, суши и роллов, упаковка для кондитерских изделий и многое другое – все то, что в первую очередь привлекает внимание покупателя, а затем попадает в руки, создают в OSQ Group. Компания имеет две высокотехнологичные производственные площадки в городе Видном (Московская область) и Калининграде.

Что такое технологичная упаковка, какие особенности работы с сегментом HoReCa существуют, о развитии компании и личном управленческом опыте в интервью UpackUnion рассказал генеральный директор OSQ Group Евгений Токаренко.

  Генеральный директор OSQ Group Евгений Токаренко. Фото: OSQ Group
Генеральный директор OSQ Group Евгений Токаренко. Фото: OSQ Group

UpackUnion: Евгений, компании OSQ Group уже 15 лет. Как зарождалась ваша империя упаковки, с каким продуктом вы вышли на рынок?

-Мы не империалисты, конечно, хотя карта Российской империи 1913 года в кабинете висит. С чего мы начинали? С того, что на российском рынке упаковки картонной крафтовой упаковки на тот момент не существовало. Этот сегмент тогда активно развивался в Европе. Собрали команду единомышленников и решили: почему бы не попробовать развиваться в этом направлении?

Первым продуктом, с которым OSQ Group вышла на рынок упаковки, стала коробка для торта. После этого появились упаковки для салатов и сендвичей. Это то, что в первую очередь было необходимо бизнесу HoReCa*.

HoReCa*(Хорека) — это сегмент в бизнесе, который ориентирован на оказание услуг в сфере гостеприимства. Термин HoReCa образован от трех английских слов: Hotel, Restaurant, Cafe. В русском языке понятие иногда заменяют выражением «гостинично-ресторанный бизнес».

UpackUnion: Почему выбрали развиваться именно в сегменте HoReCa?

-Я проработал в HoReCa 15 лет, поэтому понимал, что нужно ресторанам. И было понимание того, что необходимо рынку доставки еды и в большей степени рынку take-away («возьму с собой»), которые начинали активно развиваться в то время. Но в основном на рынке были представлены одноразовые бумажные стаканы, а упаковкой никто не занимался.

За 15 лет произошел явный скачок с точки зрения потребления еды с собой. О сервисах доставки раньше никто даже и подумать не мог, что такое будет возможно. Был классический ресторан, бар – и все. А сейчас даже дома можно не готовить, а только разогреть уже готовую еду. Можно поесть и в самом магазине. Поэтому рынок, конечно, видоизменился и далеко шагнул.

UpackUnion: Как поменялась Ваша компания? Сегодня OSQ Group – это..?

-Мы начинали с небольшой компании: что-то перекупали, что-то производили сами. За годы жизни трансформировались и выросли в крупный бизнес. Сейчас у нас две производственные площадки: в Калининграде и Московской области. В Дубае есть свой офис и склад.

Путь был сложным с самого начала. Приходилось доказывать, для чего необходима бумажная упаковка. Поначалу никто ее не воспринимал, не понимал, зачем это нужно, почему упаковка должна быть именно бумажной, если можно взять привычную пластиковую или обычный пакет, налить в него суп и завязать. Сейчас такое до сих пор можно наблюдать в некоторых странах СНГ, особенно в Средней Азии. Там рынок упаковки и доставки еды такой, как был в России десять лет назад. Но и он стремительно развивается.

До определенного времени мы были практически одни на этом рынке. Была только английская компания, которая после нашего определенного роста ушла, потому что не смогла конкурировать с нами. Мы всегда работали на качество продукта, прорабатывая каждые детали.

-3

UpackUnion: Сколько наименований в продуктовом портфеле OSQ Group?

-Порядка двухсот SKU (единиц складского учета). Каждый завод выпускает определенную продукцию. Предприятие в Калининграде является базовой площадкой для разработки, внедрения и развития инноваций, технологий производства биоразлагаемой упаковки. Мы сотрудничаем с Балтийским федеральным университетом имени Канта, выстроили свою научную базу.

Компанию поддерживает администрация Калининградской области в части льготного финансирования, помощи в проведении испытаний.

UpackUnion: Калининград является самой западной точкой России. Этот фактор помогает или наоборот создает сложности для ведения бизнеса?

-Площадку в Калининграде изначально открывали в большей степени под запросы экспорта. В первый год работы – максимальное количество стран, куда мы экспортировали упаковку. Доходило до 68 стран, не считая СНГ. Активно развивалось европейское направление, производили упаковку для Италии, Дании, Норвегии.

Конечно, когда наша компания попала под восьмой и одиннадцатый пакет санкций, географию поставок пришлось развернуть в сторону России, но в Европу все равно продолжаем продавать. Единственное: если раньше грузовик шел один день и доставка стоила 600 евро, то сейчас груз идет 45 дней, а затраты на транспортно-логистические услуги выросли в десять раз.

Также активно развиваем другие направления, акцентируем сейчас внимание на Северной Африке, на странах Ближнего Востока.

UpackUnion: OSQ Group производит технологичную упаковку. В чем уникальность, конкурентоспособность перед другими производителями подобной упаковки?

-Недавно мы выпустили упаковку Pillow для шаурмы. Этот рынок достаточно большой и растет, перегнал даже рынок хот-догов и почти догнал рынок бургеров. Но мы единственная компания, которая придумала сделать упаковку для шаурмы с герметичным дном. Наша разработка запатентована. Мы стараемся следовать принципу уникальности.

UpackUnion: Каким продуктом, который был создан компанией, лично Вы гордитесь?

-Прозрачной бумагой из 100% целлюлозы. Мы создали новый биоразлагаемый продукт, аналогов которого ни у кого нет. Уже получен международный патент. Этим продуктом мы будем гордиться через какое-то время.

UpackUnion: Как технически оснащено ваше производство?

– На производстве используется швейцарское, немецкое, китайское оборудование.

Для нанесения барьерных слоев на картон необходим экструзионный или классический ламинатор. Один приклеивает пленку к картону, чтобы создать барьерные свойства, а другой, соответственно, расплавляет гранулы полипропилена, полиэтилена или вот той же самой прозрачной бумаги и наносит ее на картон без использования клея. Плосковысекательный пресс используем. Также у нас есть оборудование, которое сваривает продукцию ультразвуком.

UpackUnion: Какое сырье преимущественно используете в производстве?

-Так как компания работает с пищевой упаковкой, то по нормам СанПин использование макулатурных картонов недопустимо, поэтому используем только картон и первичной целлюлозы картон.

UpackUnion: Какие требования сегодня к упаковке выдвигает ресторанный бизнес? Какие особенности для сегмента HoReCa есть при производстве?

Во-первых, технологичность с точки зрения удобства и скорости сборки, для того чтобы меньше надо было собирать вручную, сворачивать, подворачивать. Есть не столько требования, сколько желание рынка сделать эту упаковку удобной и легкой в использовании.

Большой запрос на кастомизацию упаковки. То есть компании хотят быть уникальными, иметь некий брендинг. Производство такой упаковки несколько сложнее, потому что каждый раз это индивидуальный заказ.

UpackUnion: Применяете ли возможности искусственного интеллекта при создании упаковки?

– Искусственный интеллект еще, наверное, не до конца понимает, что можно сделать при создании упаковки. Все равно это инженерная составляющая: конструктора, которые рисуют, знают тонкости, нюансы, необходимые для производства упаковки. Они понимают направление волокна картона, ширину, толщину ролика, грамматуру, жесткость на сгиб, разгиб, какие беговки, лицовки требуются. Достаточно много технических вещей, которые искусственный интеллект сейчас однозначно не выдаст. Есть много «но», которые нужно учитывать при создании упаковки.

UpackUnion: Евгений, Вы обладаете большим управленческим опытом. Поделитесь своими лайфхаками руководителя.

– Четыре функции любого менеджера от среднего звена до ТОП: планирование, организация, мотивация, контроль. Если на этих четырех столбах выстраивать управление, то все получится.

UpackUnion: Расскажите, пожалуйста, как будет развиваться компания в ближайшее время? Каких новинок ожидать?

– Сейчас, конечно, сложно прогнозировать. Все, что мы прогнозировали еще в 2021 году на пять лет вперед, естественно, сейчас трансформировалось. Поэтому долгосрочных парадигм сейчас не строим. Но мы четко понимаем, куда необходимо двигаться. Есть большое желание развивать продажи в Северную Африку, страны Ближнего Востока, перезагрузить цепочку поставок для Европы.

Думаем о возможном открытии производства на Кавказе, в Армении или в Дубае. В планах активно развивать проекты по биоразложению. Доля картонной упаковки к пластиковой сейчас составляет 10%. То есть пластик – 90%, картон – 10%. Мы хотим пойти по пути увеличения своей доли на рынке упаковки за счет замены части пластика нашими продуктами. Понятно, что на 100% это невозможно, но было бы неплохо в перспективе достигнуть 25-30%.

Запланирован ряд мероприятий по улучшению свойств нашей упаковки, выпуска продуктов, которые дают уникальные преимущества. Например, непротекающая упаковка для шаурмы.

-6

Рынок упаковки постоянно требует новых впечатлений и обновлений. Поэтому у нас будет еще одна уникальная упаковка, которая обладает и функциональными качествами, и презентабельным внешним видом. Например, у нас в ближайшее время запускается производство уникальных восьмиугольных лотков OctoBox с двумя видами крышек, которые имеют самую жесткую, а значит, надежную, конструкцию на рынке, запаиваются и не требуют сборки. Так что от компании стоит ожидать дальнейших инноваций.

Фото: OSQ Group

Галерея по теме:

[See image gallery at upackunion.ru]