Найти в Дзене

Категории мифических героев

картинка из интернета
картинка из интернета

Наиболее архаичны комплексные образы первопредков - культурных героев-демиургов. Впрочем, каждая из этих категорий может встречаться самостоятельно или в качестве элемента образа того или иного божества.

П е р в о п р е д к и обычно мыслятся как прародители родов и племён, они моделируют родовую общину как социальную группу, противостоящую другим общинам и природным силам. В архаических мифологиях ( классический пример - австралийская) первопредки строго отнесены к мифическому "раннему" времени; Их странствия и действия определяют рельеф местности, социальные институты, обычаи и обряды, все нынешнее состояние мира, т.е. Повествование о них имеет парадигматический характер.

Тотемные предки, если роды имеют Тотемом то или иное животное, часто представляют в виде существ двойной, зооантропоморфной природы. Умирая, сами первопредки могут превращаться в природные предметы или животных, а также духов. Надтотемный предок, "всеобщий отец", может развиться в образ Боготворца, а женские первопредки участвуют в формировании образа богини-матери, воплощающей рождающее начало и земное плодородие. Первопредок иногда отождествляется с первым человеком или первичным антропоморфным существом, из членов которого создаётся Вселенная. Однако первопредков не надо путать с умершими старшими родственниками, то есть предками, жившими уже в эмпирическое время и часто становящимися объектом семейного культа.

К у л ь т у р н ы е г е р о и - мифические персонажи, которые добывают или впервые создают для людей различные предметы культуры ( огонь, культурные растения, орудия труда), учат их охотничьим приёмам, возделыванию Земли, ремёслам, искусствам, вводят в социальные и религиозные установления, ритуалы и праздники, брачные правила и т.п. В силу недифференцированности представлений о природе и культуре в первобытном сознании культурным героям часто приписывается участие в общем мироустройстве, вылавливание Земли из первичного океана и отделение неба от земли, установление небесных Светин, урегулирование смены дня и ночи, времени года, прилива и отлива, участие в формировании и воспитании первых людей. В наиболее архаических версиях мифов культурные герои добывают готовые блага культуры, а порой и элементы природы путём простой находки или похищения у первоначального хранителя ( так действуют полинезийский Мауи, полеоазиатский Ворон, древнегреческий Прометей и мн.др.).

Культурные герои-демиурги (эти образы возникают позднее) изготовляют культурные и природные объекты ( элементы мироздания, , людей, первые орудия труда и др.) с помощью гончарных, кузнечных иных инструментов (ср. Чудесные кузнецы типа Гефеста или Ильмаринена, чудесные кузнецы в африканских мифологиях и т.п.). На более поздней стадии мифотворчества культурные герои также представляются борцами чудовищами,с хтоническими, демоническими силами природы, представляющими начало хаоса и мешающими упорядоченному мироустройству. В этом случае культурные герои приобретают богатырскую окраску( см. Геракл, Персей, Тесей и др.).

Культурный герой в ходе эволюции может развиваться и в сторону бога-творца (как и первопредок) и в сторону эпического героя.

Культурный герой, особенно в архаических мифологиях (например, у аборигенов Океании и Америки), иногда является одним из братьев, особенно часто одним из братьев-близнецов. Братья-близнецы(персонажи близнечного мифа) или помогают друг другу(особенно в борьбе с чудовищами), или враждуют между собой, или один из них (негативный вариант) неудачно подражает другому в делах творения и вольно или невольно становится причиной появления всякого рода отрицательных природных объектов и явлений (вредных растений и животных, гористого ландшафта, воды, смерти). От культурного героя как бы отпочковывается образ первобытного плута - т р и к с т е р а, являющегося либо его братом, либо его "вторым лицом" (в таком случае ему приписываются и культурные деяния, и  плутовские проделки, например, индийским Ворону, Койоту и др.). Трикстер сочетает черты демонизма и комизма. Он не только неудачно подражает или мешает культурному герою, но совершает коварные и смешные проделки с целью удовлетворения голода или похоти. Если от культурного героя Путь лежит к герою эпическому, то от трикстера - хитрецу сказки о животных (вроде лисы).

В мифах фигурируют различные духи и боги.

Д у х и - мифологические существа, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком. Известны духи - покровители человека, родовые духи, духи предков, духи болезни, шаманские духи-помощники и духи хозяева, представляющие различные объекты, участки, силы природы. С представлением о духах известным образом соотносится понятие души, или душ как духовного "двойника" или "двойников" человека. Духи фигурируют в многочисленных мифах и мифологических быличках. Былички в форме фабулатов и меморатов фиксируют якобы имевшие место с конкретными людьми в современности  " случаи" встречи и контакта с духами. Представление о духах участвовало в формировании образов богов. В развитых мифологиях образы богов и духов сосуществуют, но духи относятся к более низким уровнем мифологической системы.

Б о г и - могущественные сверхъестественные существа, являются важнейшими персонажами в развитых религиозных мифологиях. В образе богов сливаются черты культурных героев- демиургов, покровителей обрядов инициации, различных духов; творческие функции сочетаются с управлением отдельными силами природы и Космоса в целом, руководством жизнью природы и человечества. Представление о верховном божестве политического пантеона эволюционирует высших религиях к монотеистическому образу единого Бога-творца и властителя Вселенной.