В Израиле, как и в каждой из эмигрантских стран, существует некое общее убеждение, что каждый новоприбывший должен скушать свою ложку г…на. И со стороны предыдущих волн эмигрантов к представителям последующих существует если не негативное, то покровительственное отношение. Что-то типа: это мы настоящие израильтяне, мы раньше приехали, а они пусть теперь потрудятся.
Вот почему у участников Большой советской алии, массовой репатриации русскоязычных евреев, что началась в конце 1980-х годов и пошла на спад в начале 2000-х, никогда не было легкой жизни. Им пришлось подтверждать свои дипломы и «корочки» с нуля и иногда это занимало годы. Им также пришлось справляться с языковым барьером, и многие отказались слишком стары для этой борьбы, пополнив категорию работников, занимающихся тяжелым и низкооплачиваемым трудом.
Многие стакивались с социальными стигмами и предрассудками со стороны «старых» израильтян. Особенно усердствовали евреи из арабских стран, что приехали за пару десятилетий ранее. Сложился не до конца оторванный от реальности стереотип, что мужчины из «русских» поголовно гопники и бандиты, а женщины торгуют собой.
Тех, кто пытался защищаться, коллективно травили на работе, травили в школе. А учитывая невысокое освоение языка, незнание юридических и социальных реалий действительно приходилось сложно. Думаю, что нет такого «русского», кто после репатриации не сталкивался бы с такими проблемами. И до настоящего времени они окончательно не исчезли.
Но у наших евреев имелись те качества, которые в лучшую сторону отличали их от более ранних репатриантов. Они не жаловались и не обвиняли других, но и не смирились с своим положением. Они просто отложили в сторону свои дипломы и пошли работать дворниками, посудомойщиками, строителями и сделали всё, чтобы их дети получили возможность устроиться лучше. А со временем и сами нашли свое место в жизни, поскольку в массе это были весьма неглупые люди.
И в результате уже в начале 2000-х в Израиле не было такой общественной и экономической сферы, где «русские» бы не находились в числе лидеров. Бизнесмен Лев Леваев получил прозвище «бриллиантовый король» и является одним из самых богатых людей в стране; шахматист Борис Гельфанд был вице-чемпионом при Крамнике; модель Елена Ральф в 2005-м получила титул «Мисс Израиля»; политик Авигдор Либерман создал влиятельную «русскую» партию «Наш дом Израиль»; группа советских репатриантов основала один из лучших израильских театров «Гешер». Об участии наших в различных областях науки и говорить не приходится.
Поэтому со временем негативные стереотипы вымерли, и прибытие высокообразованных советских евреев ныне считается наивысшим благом в истории Израиля – пусть у этого была своя доля проблем. Даже до самых тугодумов наконец-то дошло, что с этим связан бум высоких технологий, успехи в спорте, выход медицины на мировой уровень и вообще, вхождение еврейского государства в список высокоразвитых стран.
Поэтому в израильских городах и весях сейчас практически нет такого, чтоб у кого-то были проблемы только из-за того, что он «русский». Напротив, евреев из постсоветского пространства очень ценят – они своими руками создали новый стереотип, что все они очень квалифицированные люди.
Однако, несмотря на то, что среди тех русских евреев, кто родился или вырос в Израиле, значительное количество смешанных браков, а те, чья молодость прошла в СССР постепенно уходят в мир иной, наших было слишком много, и они стали единственными из диаспор, кто сумел сохранить свою культуру. Вот почему такое понятие, как русские евреи, или советские евреи или русскоязычные евреи по сей день имеет место быть.
Соответственно, остальные израильтяне как-то к ним относятся. Считается, что они не очень ценят демократию и являются сторонниками правых партий; что «русский» обязательно образованный человек; что они бОльшие патриоты, чем другие сограждане; что считают более высокой русскую, а не израильскую лвантийскую культуру; а раньше считалось, что многие «косят» от армии. Это все, наверное, правда, это их особенности, как общины. Тогда как у евреев-харедим отличительным качеством является повышенная религиозность.
Несколько иное отношение сложилось к тем, кто приехал после 2022-го года. Во-первых, потому, что по своим политическим убеждениям Израиль – это западная страна. Во-вторых – смотри первый абзац этой статьи, многие считают, что им еще предстоит доказать свою полезность для еврейского государства. В-третьих, те, кто хотел, приехал еще двадцать лет назад. А у нынешнего поколения репатриантов еврейской крови седьмая вода на киселе. Многие думают, что они в стране временно, приехали вынужденно и не ассоциируют себя с Израилем. Что с ними будет – время покажет.