Найти тему
λόγος φύσεως

Христианская антропология

"Христианская антропология, - это персоналистически-нормативная, эмоционально-концептуальная, образная, доступная и понятная системная модель мира, социума и человека". Поэтому в отличие от других религиозных представлений Бог христиан - это не абстрактный Абсолют, а Личность. Потому что в прямом понимании Личность Бога Иисуса Христа Явилась в наше пространство - времени и это есть исторический факт реальной действительности. Отсюда возникает представление об абсолютной ценности человеческой личности, свободе и о правах человека. Преподобный Антоний Египетский говорит, что "душу создал Бог свободною и самовластною и она вольна поступать как хочет, - хорошо или худо". Поэтому в православной культуре и понимании антропологии сущности человека принято различать ТРИ РЕАЛЬНОСТИ : дух, душа и тело, но эти составляющие элементы находятся в иерархической ВЗАИМОСВЯЗИ. Существуют две основные модели иерархической структуры метафизической природы человека: ДИХОТОМИЧЕСКАЯ, - дух и душевно-телесная составляющая. ТРИХОТОМИЧЕСКАЯ структура в понимании структуры сущности человеческой природы, - дух, душа, тело. Определяющим фактором метафизической природы и статус под именем "ЧЕЛОВЕК" - это его духовное состояние. Поэтому христианская антропология исходит из учения об образе Божьем. Поэтому Священное Писание передает: "И сказал Бог: сотворим человека по ОБРАЗУ НАШЕМУ и подобию НАШЕМУ (Быт. 1:26). Образ как свойство божественного Невидимого атрибута Бога идеального бытия. Поэтому этот исторический факт реальной действительности имеет место в христианском ВЕРОУЧЕНИИ и в исторической перспективе христианства, которое рассматривает три образа человеческого существвания (сущности). Поэтому христианская антропология и вероучение о грехопадении и ВОЗРОЖДЕНИИ как будущей, так и в настоящей жизни имеет свое философско-мировоззренческое обоснование, которое выражено в идее самосовершенствования, самоопределения, творческой активности и внутренней свободе человека. Поэтому понятие "духовность" неразрывно связано с христианской антропологией, учением Церкви о человеке. (см. протоиерей В. В. Зеньковский, "учение об образе Божьем в человеке"). "Будите совершенны как совершен ваш Отец Небесный" (Мф. 5:48). Поэтому в рамках православной Теологии - это понятие связано с реализацией осмысленно свободного выбора человеком и его свободного ВЫБОРА вечного бытия, его стремления быть с Богом. Поэтому такая ДУХОВНОСТЬ может быть дифференцирована как "светлая разумная* - от духа, как свойства богоподобия души, связанная с сопряженностью человека с Богом и "темная рассудочная", усвоенная в практическом опыте относительных ценностей с сопряженностью с инфернальными силами (падшими духами), демоническими. Потому что разумно-рассудочная деятельность человека находится под влиянием нематериальной духовной энергии. Христианская культура выделяет три возможных субъекта энергийности: Субстанция чистого бытия Субъекта Абсолютного Разума, - это божественеый Источник духовной (умной) энергии и демонической, свойственной для пространства-времени, движения, изменения, смерти итд., - демоническая и человеческая (разумно-рассудочная). Поэтому в свободном выборе человек осуществляет свой выбор и сопрягает свое личное бытие с Богом или усвоенных в рассудочном опыте бытия ситуаций, негативных решений, пороков, проблем, инициированных инфернальными силами, в котором человек является субъектом материального, временного мира, стремящегося к смерти или субъектом богоподобных акциденций, стремящийся в вечность жизни. В свободном выборе человек решает проблему своей конечности, смертности или причастности к вечному бытию. А. Ф. Лосев поясняет, что "под религией мы понимаем субстанциональное самоутверждение личности в вечном бытии". В рамках материалистического мировоззрения существует такое же понимание : категория материи есть только потенциальная возможность, которая имеет начало своего бытия и времени, движения, изменения, энтропию, распад итд. Поэтому кроме видимого нами мира телесными очами существует мир невидимый для человека. Видимый мир это только предуготовительное предверие обители, чтобы получить совершеннейшее сходство со своим всесовершеннейшим Подлинником красоты Богом и войти в "чертог бытия с Ним". "В доме Отца Моего обителей много". Образ Троичности Бога имеет сотворенный богоподобный троица-человек. Как в Боге Три Лица неслиянно и нераздельно состовляют ОДНУ божественную СУЩНОСТЬ, так и в человеке три лица составляют ОДНО СУЩЕСТВО три лица не смешиваются между собою, не сливаясь в одном лице и не разделяясь на три существа (сущности). Поэтому божественный атрибут Бога является божественной акциденцией тварного ума человека - это ОБРАЗ БОГА (богоподобие). ЛОГОС НЕРОЖДЕННЫЙ и слово наше (непроизнесенное слово мы называем - мысль) - Образ Сына (Логос Нерожденный). Дух (богоподобной души) - это Образ Святого Духа. Понятие "ОБРАЗ", - в философии, есть результат отражения объекта Актуальной Действительности или реальной в сознании человеком. На чувственной ступени рассудочного познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления и умозрительного познания,- это суждения и умозаключения, но разумно-рассудочной УЖЕ деятельности. Поэтому бесконечные универсумы истин скрыты в человеке и свидетельствуют о "Боге Живом", о Его присутствии в нашем мире, а "вера в бытие Бога тесно связана с ВЕРОЙ в бытие собственной души как свойство божественного атрибута и мира духовного, субстанционального, чистого бытия. Поэтому душе благочестивой очевидно бытие Бога, как СВЕТ собственного умозрительного восприятия и осознания под воздействием Абсолютного Разума. Потому что моя мысль может соответствовать как доброму, так и недоброму, желанием, намерением, словом или делом и соответствовать перемене разумно-рассудочного представления, так и перемене духовного состояния в сердце: спокойствие или беспокойство, радость или скорбь, и это факт действительности как результат взаимодействия на человека Бога, бестелесных духов и всякой плоти. Поэтому в благочестивой душе отражается как в капле воды её состояние - мутное или доброе (Игнатий Брянчанинов, 2 том, Аскетические опыты, СПб., 1905, с. 128-130). БОГ всегда остаётся НЕИЗМЕННЫМ, ВЕЧНЫМ , БЛАГИМ и праведным, а вот душа изменяет свое состояние, так как пребывает в пространстве-времени, стремящееся к изменению, энтропии, смерти итд. Потому что она терпит перемены в себе самом и в полноте души и тела в следствие приближения к Богу или отступления от Него, которое тождественно вере и добрым делам человека или сжимается, беспокоится вследствие удаления от Бога. Поэтому морально-христианский "теовыбор" начинается с личностно значимого для судьбы человека индивидуального принятия ценностей и порядка, "установленного законом Живого Бога". Поэтому ИСКУШЕНИЕ Адама и Евы связано со стремлением к Абсолютному знанию, желание себя поставить на место Абсолюта и соответственно, отступления от Него и Его Заветов, которое и порождает недоверие к "Сыну человеческому " явившегося ради спасения всего человечества. Поэтому переживание реальности, проживание моих грехов ведёт меня к признанию, - "все согрешили и лишены славы Божьей и нет праведного". Но человек имеет не коллективное сознание, а осознание личное моих личных грехов, "моё бытование", которое получает прозрение непосредственно от Бога, а не от мнения коллектива. Потому что за осознание своей личной вины, поступка, греха человек получает прощение НАСЛЕДУЕМЫХ И ПРИОБРЕТЕННЫХ, именно своей деятельности, "СВОИХ ГРЕХОВ" и поэтому достигает лично милости, благодати и любви "Бога Живого". Поэтому личное представление и вера помогают преодолевать эгоцентризм, способствуют самосовершенствованию и пониманию веры, которая даёт тектонический сдвиг в человеческой душе, делая его внутренне свободным и ведёт его к богопознанию, "богочувствованию", то есть к экстатическому ощущению

Богоприсутствия в человеке (Иоанн Кронштадский, Моя жизнь во Христе, том 1, СПб., 1893, с. 15-16).