Где сильны маркетплейсыOZON и Wildberries в представлении не нуждаются – это российские маркетплейсы, которые существуют уже более 20 лет. На белорусском рынке Wildberries работает с 2012 года, а OZON – c 2018-го. Оба насчитывают около тысячи пунктов выдачи товаров по всей стране.Emall же – белорусская торговая площадка. Изначально была запущена в 2021 году как онлайн-дискаунтер, а с февраля этого года переформатировалась в маркетплейс. Доставку товаров осуществляет через Европочту. Сегодня в Emall торгуют уже более 2 тыс. продавцов, и интерес к нему с каждым днем только растет. Товаров от селлеров тоже много – почти 60 000.Все маркетплейсы стараются охватить как можно больше категорий товаров. Однако исторически сложились направления, с которыми их прочно ассоциируют. Так, на Wildberries предпочитают выбирать одежду, обувь и аксессуары. На Ozon популярны канцтовары, хобби и товары для дома и дачи. Emall силен в детских товарах, бакалее, бытовой химии, средствах для красоты и здоровья.Расходы на открытие магазинаНа Ozon процедура регистрации для продавцов полностью бесплатная. Emall тоже не берет за нее плату. Счет в 31 рубль белорусский маркетплейс выставляет только за государственную регистрацию поддомена, которая осуществляется через РУП «БелГИЭ». По сути, это стоимость услуги хостинг-партнера, а не самой торговой площадки. Дороже всего обойдется регистрация в Wildberries, где требуется сделать гарантийный взнос в районе 350 белорусских рублей.Получается, что дешевле всего начинать торговлю через Emall и Ozon. Расходы на открытие бизнеса чаще всего и так немаленькие, так что каждый рубль на счету.Вознаграждения площадокУ российских маркетплейсов комиссия за сделку зависит от категории продаваемого товара. Есть и некоторые другие модификаторы, но в целом вознаграждение в пользу Wildberries достигает 25%, а на Ozon – 24%.Так, на «ягодках» забирают 19% от цены с продажи товаров для дома. Максимальные 25% просят за одежду. В пользу OZON 14–15% уходит с бытовой химии, 19–20% – с товаров для дома и сада, а самая высокая комиссия действует на аксессуары для электронных сигарет.В Emall действуют более щадящие расценки. Система вознаграждения простая: площадка берет только 4% от продаж вне зависимости от категории товара и его цены. В этом плане белорусский маркетплейс выглядит крайне привлекательно. Более того, это похоже на радикальный демпинг. Вероятно, именно на низком проценте вознаграждения «красный» маркетплейс и намерен собрать у себя множество продавцов.Прочие платежи и штрафы Emall не облагает продавцов штрафами и прочими дополнительными платежами. В то время как на Wildberries система штрафов охотно практикуется: может «прилететь» как за несвоевременную отгрузку, так и за нарушение правил упаковки.В Ozon же за такие провинности чаще всего просто делают предупреждение – работать над репутацией мотивирует система баллов. С другой стороны, если заказчик отказался от покупки и товар вернулся обратно, то продавец платит за обработку невыкупа и затраты на возврат.Возвратный тариф, правда, присутствует и на Emall. Он равен половине прямого тарифа. При этом белорусский маркетплейс не берет денег за приемку товаров. А у Wildberries и Ozon она преимущественно платная.Модели работыА вот чего у российских маркетплейсов не отнять, так это разнообразия моделей работы.Продавец может хранить товар у себя и осуществлять доставку самостоятельно. Может использовать склады торговой площадки и ее пункты выдачи. Или передавать товар службе доставки маркетплейса.Emall же предлагает только один вариант – доставку покупок через Европочту. Есть у такой формы работы свои преимущества: когда товар хранится у продавца, а не на складе маркетплейса, то его можно отправлять через разные площадки или продавать напрямую. Кроме того, товар приходит покупателю в виде посылки, а значит, на него не нужно оформлять накладные. Это упрощает документооборот. Еще одной особенностью выступают низкие тарифы – сейчас они стартуют с 1,88 рубля за доставку товара весом до 0,5 кг.Минимальная сумма заказаРазличий хватает и здесь: у Emall есть ограничение в минимальные 25 рублей на общую сумму покупки, если покупатель забирает товар в пункте выдачи заказов. Но если он выбирает доставку на дом – сумма не важна.Ozon же, напротив, при любой сумме привезет в пункт выдачи, а доставит на дом при сумме заказа от 50 белорусских рублей.И только Wildberries готов доставлять заказы фактически при любых суммах. Формально нижний порог есть, но он настолько незначительный, что его можно не принимать во внимание – это 50 российских рублей.Платежи и риски потериEmall перечисляет вырученные деньги продавцу через 1–3 дня после успешной доставки. На Wildberries платежи приходят раз в неделю, на Ozon – два раза в месяц.Белорусский маркетплейс также более охотно берет на себя риски продавцов. Если товар в процессе доставки поврежден или утерян, то Emall компенсирует его стоимость. Российские же площадки каждый случай анализируют отдельно, а от продавца требуют предоставить видео с момента упаковки товара продавцом. Добиться компенсации от них получается не всегда, даже если селлер передал товар в целости и сохранности.Время национальных маркетплейсовКаждый маркетплейс по-своему хорош. В совокупности критериев солидно смотрится белорусская площадка. Оно и логично: новый игрок на рынке старается выделиться и быстро притянуть к себе селлеров. Маркетплейс берет низкое вознаграждение, которое не зависит от категории товара, не облагает штрафами, быстро переводит деньги и готов брать часть рисков на себя.В свою очередь Ozon и Wildberries предлагают больше моделей работы, связанных с доставкой и хранением товара. Кроме того, они позволяют торговать в странах с более гибким ценообразованием, однако перспективе охватить новую аудиторию предстоит столкнуться с жесткой конкуренцией, которую не все продавцы готовы выдержать.Развитие национальных маркетплейсов может стать новым трендом в Беларуси. Мода на товары от местных продавцов лишь подогревает интерес к таким площадкам. Основными факторами борьбы за рынок при этом станут ассортимент и цены – собственно, за них покупатель и проголосует своим кошельком.Оценка условий для продавцов на разных маркетплейсах: ФакторEmallWildberriesOzonКомиссия маркетплейса, в том числе:4% на любой товарДо 25% в зависимости от товараДо 24% в зависимости от товараПродукты питания4%12%9,5–13%Одежда и обувь4%25%13–20,5%Бытовая химия4%17%14–15%Товары для красоты и здоровья4%17%17–18%Канцтовары4%15%15–16%Товары для дома4%19%19–20%Прочие платежи и штрафыОтсутствуютСтрогие штрафы за несвоевременную отгрузку, неверные габариты товара, нарушение правил упаковки и несоответствие товаров заказу и др.Оспорить их сложноУмеренные штрафы в виде системы баллов. Их накопление может привести к блокировке карточки или магазина. Оспорить их реальноСтоимость доставкиЗависит от весаЗависит от объема или веса посылки (берется большее)Зависит от объема или веса посылки (берется большее)Приемка товаровБесплатнаяВ основном платная. Бесплатная – разве что по акцииВ основном платная. Бесплатная – разве что по акцииПоступление денег на счет селлераВ течение 1–3 дней после доставки товара. Выплата может быть любой – нет минимумаРаз в неделюДва раза в месяц и только при накоплении минимальной суммыФорматы работы с маркетплейсомХранение у продавца, доставка площадкой (FBS). Товары отправляются в виде посылки через Европочту и без накладных1. Хранение на складах площадки и доставка ее силами (FBW).2. Хранение у продавца, доставка площадкой (FBS).3. Хранение и доставка силами продавца (DBS).1. Хранение на складах площадки и доставка ее силами (FBO).2. Хранение у продавца, доставка площадкой (FBS).3. Хранение и доставка силами продавца (RFBS).Нижний порог заказа25 руб. – при самовывозе, любой – при доставке курьеромОтсутствует50 руб. – при курьерской доставке, любой – при самовывозеРиски, связанные с товаромПочти все риски берет на себя маркетплейсКомпенсация возможна только после рассмотрения претензии при наличии видео хорошего качества с процессом упаковки товараКомпенсация возможна только после рассмотрения претензии при наличии видео хорошего качества с процессом упаковки товара«Входной билет»Бесплатно. Госрегистрация поддомена – 31 руб.350 руб.БесплатноРегистрация продавцовВ онлайне (по ссылке)В онлайне (по ссылке)В онлайне (по ссылке)