Первые упоминания о легендарном идоле можно отнести к скандинавской «Саге об Олаве Святом» (XIII век). Согласно саге, весной 1026 года викинги из Норвегии под предводительством Торира Собаки отправились в поход в Биармию. Они нашли святилище местного бога Йомали и увидели там большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях, ожерельем на шее и золотой короной с двенадцатью разными изображениями. Викинги ограбили святилище, похитили ожерелье и монеты, но на выходе их встретила стража с оружием, и им пришлось поспешно вернуться домой.
В «Хронике Констанцского собора» (ок. 1420 года) Ульриха фон Рихенталя упоминается некий город, который находится «за Русью» и где «поклоняются Золотой старой бабе». Его название, «у Золотой старухи», приводится в немецком переводе как «ad Auream Vettullam».
Начиная с XVI века упоминания о Золотой бабе (Золотой Старухе) все чаще появляются в заметках путешественников:
Профессор Краковского университета доктор медицины Матвей Меховский в своём «Трактате о двух Сарматиях» (1517), основываясь на рассказах русских пленных, оказавшихся в Кракове после разгрома под Оршей (1514), помещает этого идола, которого называет Zlota baba, за Вяткой «при проникновении в Скифию».
В «Истории северных народов» (1555) шведский космограф Олаф Магнус, пишет название Золотой бабы (Zlotababa) помещает идола совсем в другое место, не на северо-востоке, по дороге из Вятки в Скифию, или же в пределах самой Вятской земли, а на рубеже Московии и Литвы.
Описание статуи тоже сильно разнится. У одних авторов это древняя каменная старуха с ребенком на руках, у других позолоченная пустотелая статуя способная издавать звуки и предсказывать будущее, у третьих отлитая из чистого золота фигура пышнотелой женщины. Или даже скала в виде женщины в лохмотьях.
На карте «Московии», напечатанной в 1593 году в Антверпене, «Золотая баба» изображена обнажённой, сидящей с ребёнком на камне и принимающей подношения в виде оленьих и звериных шкур.
Якоб Рейтенфельс, живший в Москве с 1670 по 1673 годы утверждал, что: «Кандиния, или Кандорская область, вдается в Гиперборейское море, получив название от мыса и острова Кандинских, и изобилует драгоценнейшими мехами. Здесь находилась Золотая баба, идол, почитаемый невежественными племенами за бога. Русские несколько лет тому назад нашли его и разбили, а осквернённый им холм, на котором туземные жители имели обыкновение развешивать разные меха и другие приношения и совершать гнусные жертвы, весьма удачно прозвали Чёртовым приказом, то есть канцелярией дьявола.»
В русских источниках Золотая Баба впервые упоминается в 1398 году в Софийской первой летописи, а затем почти три века никаких данных об этом идоле нет. И лишь присоединение Сибири к Российскому царству вновь обнаруживает Золотую Бабу.
В 1675 году русский дипломат Николай Спафарий проезжал через Сибирь, направляясь в Китай. В своих записях он упоминает:
«А около Берёзова есть капища идолскiе остяцкiе, и про тѣхъ пишутъ земнописатели, что тутъ есть идолъ Золотые Бабы, однакожде золотых не сказывают, а что серебряных, деревянных крашеных множество и медных льют же…»
Составленная в конце XVII века Ремезовская летопись, рассказывая о походе пятидесятника Ермака Богдана Брязги весной 1582 года по Иртышу и Оби до Белогорья, сообщает:
«Ту бо у нихъ молбище болшее богыне древнеi: нага с сыномъ на стулѣ сѣдящая, приемлюще дары от своихъ, и дающе еi статки во всякомъ промысле, а eже кто по обѣту не дастъ, мучитъ и томитъ, а хто принесетъ жалеючи к неi, тотъ предъ нею падъ умретъ, имѣша бо жрение и съѣзд великіи…»
В 1847 году Н. И. Костомаров в своём труде «Славянская мифология» высказал смелую гипотезу, согласно которой Золотая баба попала к обским уграм от восточных славян и олицетворяла языческую богиню Живу:
«Мы знаем, — писал историк, — что у финских народов было божество Золотая Баба с младенцем на руках. Название это без сомнения не финское и божество заимствовано от славян… Что между Золотою Бабою и Живою есть соотношение и близкое, видно не только из того, что они обе изображаются с младенцами… Но с Живою однозначительна и Лада, ибо весенний праздник Лады был также праздник Живы, самые названия Жива и Лада выражают одно и то же, и наконец, в песнях эпитет Лада — мать, а у литовцев Лада называлась Золотою Панею, что тождественно с Золотою Бабою»
«Золотую бабу» называли «римским изваянием Юноны», которое, согласно легендам, в древности было доставлено за Урал. Также её считали тибетским изображением богини Тары или китайским божеством Гуань инь, которое было привезено торговцами. Есть мнение, что это может быть «реликтом древней Гипербореи».
Веками люди рассказывают легенды о Золотой Бабе. Многие отважные путешественники, торговцы, воины и первопроходцы тратили годы жизни и огромные средства в надежде завладеть ею. Однако все эти поиски так и не привели их к цели.
Хотя, возможно кто-то все же нашел её и теперь оберегает от посторонних глаз, наслаждаясь тем, что владеет древней легендой…
В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» (Тюменская область) есть экспозиция, посвящённая легенде о Золотой бабе. Согласно Кунгурской летописи, знаменитый хантыйский идол находился четыре века назад в Демьянском городке (территория Уватского района) и таинственно исчез оттуда после взятия городка ермаковскими казаками под предводительством атамана Брязги. В центре зала представлена реконструкция жертвенника со стоящей над ним фигурой Золотой бабы, воспроизведённой в соответствии с рисунками летописца С. У. Ремезова и покрытой настоящим золотом.
При создании статьи использовались данные из открытых источников.