Найти тему

Докатались. В России могут появиться новые штрафы для самокатчиков

Согласно законопроекту, который в первом чтении одобрен Комитетом Госдумы по государственному строительству и законодательству, предлагается ввести административную ответственность за ряд нарушений, касающихся использования средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Цена нарушений весомая. Так, человеку, который решил покататься на самокате в состоянии алкогольного, наркотического или психотропного опьянения, грозит штраф в размере 30 тысяч рублей. Такой же суммой будет караться отказ от медицинского освидетельствования на алкоголь или вышеперечисленные препараты.

Оставление пользователем СИМ места ДТП с его участием предлагается наказывать штрафом от 4 до 5 тысяч рублей. Правда, этот пункт ко второму чтению, скорее всего, будет доработан. Иначе возникает лазейка: человек, сбежавший с места аварии, ведь может быть и не очень трезвым. Следовательно, штрафовать его следует по полной.

Далее. За превышение скорости предполагается материальная ответственность до 5 тысяч, за катание на электросамокате вдвоем или втроем (то, что все мы по сей день видим) можно расстаться с 3 тысячами рублей. Причем если пассажиром будет ребенок, то штраф увеличивается до 5 тысяч рублей.

Также в законопроекте появилось наказание за причинение легкого и среднего вреда здоровью со стороны электросамокатчика или велосипедиста. Если речь идет о легком вреде, то штраф составит от 2 до 5 тысяч рублей. От 10 до 15 тысяч придется заплатить за причинение вреда средней тяжести. Неостановка по требованию сотрудника ГИБДД грозит санкцией от 500 до 800 рублей.

Причина ужесточения санкций к самокатчикам банальна. Только в Северной столице сообщения о происшествиях с электросамокатами появляются в полицейских сводках практически ежедневно. Страдают пешеходы, которых сбивают самокатчики, а последние еще и попадают в ДТП с автотранспортом.

Так, в прошлом году в Петербурге было зарегистрировано 178 ДТП с участием СИМ. В авариях пострадали 177 человек, среди которых 22 ребенка. В 2024‑м уже 41 ДТП и столько же пострадавших.

О том, что ситуация с СИМ достигла «точки кипения», говорит отношение петербуржцев к кикшерингу. Недавно группа активистов инициировала сбор подписей за проведение референдума о полном запрете электросамокатов в городе до момента появления инфраструктуры для их движения вне тротуаров. По данным опроса SuperJob, 42 % жителей города высказались за полный запрет электросамокатов, 31 % — за запрет их движения в центре Северной столицы.

Настроения горожан поддерживают и в органах власти. В частности, начальник ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Роман Плугин тоже считает, что в центре города двухколесному транспорту с моторчиком не место. Его, мол, надо выдавливать с тротуаров на велосипедные дорожки.

Впрочем, все это пока только слова. Да и дорожек у нас кот наплакал. Их обустройство — процесс длительный. А петербуржцы получают травмы и увечья из‑за наездов СИМ в пешеходных зонах почти каждый день.

Помогут ли справится с этой проблемой новые штрафы? Возможно. Если они реально начнут действовать. Вот только кто будет бегать за пьяными самокатчиками? Сотрудник дорожной полиции? Маловероятно. Даже если нарушителя удастся поймать за руку и заставить подуть в трубочку, а тот окажется несовершеннолетним (таковых большинство), то инспектору придется отступить — проверять такого лихача на алкоголь и наркотики он может только с согласия родителей.

Так же неясно, как будут измерять и фиксировать скорость самокатов и каким образом планируют их идентифицировать при отсутствии госрегистрации.

Так что работа над законопроектом еще предстоит немалая. Но одно уже ясно: возврата к символическому штрафу 800 рублей за езду на электросамокате в нетрезвом виде уже точно не будет.