Найти тему

Директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию Юнилевер в России Ирина Антюшина: «В других вузах этой дисциплины не хватает»Ни

Оглавление
Ни один бизнес сегодня не может обойти стороной экологические, социальные и управленческие стандарты, известные под аббревиатурой ESG. Студенты 2-го курса образовательной программы ИОМ «Управление бизнесом» разбирают эту тему подробно на протяжении всего семестра. Дисциплину «ESG и этика бизнеса» второкурсникам преподает директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию Юнилевер в России Ирина Антюшина. Приоритет на занятиях она отдает актуальным трендам, конкретным кейсам, которые помогут студентам не просто повышать прибыль бизнеса, а добиваться его устойчивого развития.

Ирина, когда Вы учились в вузе, словосочетание «устойчивое развитие», наверное, еще даже не было на слуху. Вам бы не хотелось поменяться местами с Вашими студентами?

Я окончила МГИМО в 2009 году. По устойчивому развитию у меня была ровно одна лекция на первом курсе магистратуры: она была посвящена обзору Целей развития тысячелетия ООН. Сейчас, когда индустрия накопила огромный опыт в реализации ESG-практик, студенты могут изучить тему гораздо глубже, проанализировать бизнес-кейсы. На занятиях у второкурсников ИОМ на примерах конкретных компаний мы будем разбирать, как внедрять стратегию устойчивого развития в бизнес-модели и каких ошибок следует избегать. Я очень рада, что студенты освоят эти темы заранее. Но меняться местами не хочу: ценю свой опыт.

Unilever – один из крупнейших производителей товаров повседневного спроса. Вы целенаправленно выбрали сферу устойчивого развития и именно эту компанию?

12 лет назад я работала медиа-аналитиком, у нашего агентства было много клиентов. Некоторые запомнились особенно, и Unilever входил в их число. Занимаясь мониторингом СМИ, я убедилась в отсутствии расхождений между тем, что Unilever декларирует, и тем, что делает, и даже немного мечтала попасть в компанию. Видимо, Вселенная тогда услышала мой призыв: Unilever пригласил меня на позицию специалиста по устойчивому развитию, и в апреле 2012 года я присоединилась к компании.

Существуют 17 целей ООН в области устойчивого развития. Очевидно, что Unilever может способствовать достижению нескольких. Есть ли у вашей компании какие-то приоритеты или вы стараетесь сохранять баланс?

Как раз сегодня на практическом занятии мы со студентами разбирали 17 целей ООН. Цели связаны с Unilever напрямую: бывший генеральный директор компании Пол Полман, признанный визионер в сфере устойчивого развития, участвовал в рабочей группе ООН по подготовке и формулировке целей.

Хотя с большинством целей мы так или иначе работаем, нет задачи охватить все. В качестве приоритетных я бы выделила три: в экологическом блоке — «ответственное потребление и производство», в социальном — «хорошее здоровье и благополучие», а в блоке корпоративного управления — «уменьшение неравенства».

Что вообще такое «этичный бизнес», на Ваш взгляд?

Фактически я дала определение. Это бизнес, в котором то, что декларируется обществу и сотрудникам, минимально расходится с деятельностью компании. Это бизнес, который готов брать на себя ответственность за последствия принятых им решений — как перед обществом, так и перед акционерами. Популярная современная практика — когда акционерами бизнеса являются в том числе сотрудники. Например, мне, как сотруднику компании, тоже принадлежат ее акции.

Забота о сотрудниках – важная составляющая развития бизнеса. Какое место эта тема занимает на Ваших лекциях и семинарах?

Мы рассматриваем на занятиях все три направления ESG: окружающая среда, социальные аспекты и корпоративное управление. Работе с сотрудниками мы уделим много внимания при обсуждении социальных тем и, конечно, корпоративного управления. Мы будем говорить о принципах, на которых базируется иерархия компании, принципы принятия решений, защита персональных данных. Отдельное занятие будет посвящено основам бизнес-этики. На 90 процентов бизнес-этика — про сотрудников.

Вы чувствуете заинтересованность студентов?

Да, и мне нравится высокий уровень осознанности у второкурсников. Ребята уверенно оперируют продвинутыми терминами. Они хорошо разбираются в экономике, которая при обсуждении ESG неоднократно фигурирует. Заинтересованность точно есть.

Вы строгий преподаватель? Сложно ли будет сдать Вам зачёт?

У меня однозначно нет цели кого-то завалить или оставить без красного диплома. Вопросы на зачете потребуют не формального ответа «правильно/неправильно», а размышления и анализа на основании знаний, полученных на занятиях. Надеюсь, что в дальнейшем студенты будут использовать то, что мы изучали, в своей профессиональной деятельности.

В других вузах этой дисциплины не хватает. Но для выпускников «Управления бизнесом», где бы они ни оказались в будущем, тема ESG уже не будет туманной – они смогут внедрять эти принципы на практике.