Найти в Дзене
Плёсская история

Краткий очерк случившейся в Плёсе истории

С широко известными поездками Исаака Левитана в город Плёс на Волге совпала по времени одна произошедшая там драматическая история, разговоры о которой ведутся уже более века. Достоверно о ней известно очень мало, но она обросла слухами и легендами, и т.к. косвенно связана с Левитаном, нашла отражение в многочисленных публикациях. В них зачастую слухи и домыслы подаются как подлинные события. В переизданном недавно романе Г.Т. Северцева-Полилова «Развиватели» из этих слухов построен увлекательный сюжет о том, как приехавшие в город московские художники «развили» героиню произведения, увлекли её перспективами свободной жизни в Москве, уговорили бежать из семьи, организовали побег, а затем бросили на произвол судьбы. Доподлинно же известно лишь, что спутница И.И. Левитана С.П. Кувшинникова сдружилась в Плёсе с соседкой – стройной красавицей Анной Грошевой, ставшей прототипом героини романа, - тяготившейся жизнью в старообрядческой купеческой семье, и обсуждала с ней только планы побега.

С широко известными поездками Исаака Левитана в город Плёс на Волге совпала по времени одна произошедшая там драматическая история, разговоры о которой ведутся уже более века. Достоверно о ней известно очень мало, но она обросла слухами и легендами, и т.к. косвенно связана с Левитаном, нашла отражение в многочисленных публикациях. В них зачастую слухи и домыслы подаются как подлинные события.

В переизданном недавно романе Г.Т. Северцева-Полилова «Развиватели» из этих слухов построен увлекательный сюжет о том, как приехавшие в город московские художники «развили» героиню произведения, увлекли её перспективами свободной жизни в Москве, уговорили бежать из семьи, организовали побег, а затем бросили на произвол судьбы.

Доподлинно же известно лишь, что спутница И.И. Левитана С.П. Кувшинникова сдружилась в Плёсе с соседкой – стройной красавицей Анной Грошевой, ставшей прототипом героини романа, - тяготившейся жизнью в старообрядческой купеческой семье, и обсуждала с ней только планы побега. Однако Кувшинникова в размышлениях краеведов и сочинениях писателей предстаёт энергичным организатором побега. А о том, состоялся ли он, она видимо, даже не знала, о чём можно судить из её воспоминаний. За побег выдаётся, собственно, лишь попытка такового. Есть свидетельство, что Анна «пыталась бежать, но была поймана и возвращена домой».

Однако роман Северцева-Полилова в течение десятилетий служит писателям, краеведам, исследователям чуть ли не основным источником сведений о пребывании Левитана в Плёсе. В интерпретации автора романа история побега излагается как реальный факт, рассказывается, что беглянка попала в Москву, пыталась стать артисткой и т.д. и т.п. Не избежали влияния романа Северцева-Полилова известные писатели, искусствоведы, авторы художественных и научных произведений, посвященных жизни и творчеству Левитана.

Особенно удивительна в этом плане повесть писателя Н.П. Смирнова, посвященная художнику. Уроженец Плёса он полжизни занимался темой побега молодой купеческой жены, однако, не обнаружил никаких свидетельств версии Северцева-Полилова. Но при написании и переизданиях своей повести Смирнов не смог отказаться от главного вымысла Северцева-Полилова - что Левитан и Кувшинникова организовали побег героини этой истории. Оригинально заканчивается повесть Смирнова – поездом с беглянкой, Кувшинниковой и Левитаном, приближающимся к Москве. Ведь никаких данных, что беглянка попала в Первопрестольную и столкнулась с тем, что та «слезам не верит», нет.

Кроме мифов и легенд, связанных с самой историей побега, сохраняется ещё одна устойчивая легенда о судьбе книг с романом «Развиватели», переходящая из одной публикации в другую. Якобы после выхода романа в свет родственники беглянки предприняли активные действия с целью воспрепятствовать распространению книг: скупали, выкрадывали (!) из библиотек и сжигали (!) их. В результате будто бы ни в одной из библиотек страны — даже центральных — роман не сохранилось. История – выдуманная. Организатором акции называют приёмного отца Анны Грошевой, но его к моменту выхода романа уже в живых не было. А роман, вышедший в журнале, как раз в центральных библиотеках имеется.

Влияние романа Северцева-Полилова показательно сказалось на атрибуции одной работы Левитана, репродукция которой широко распространилась в Интернете. Речь идёт о рисунке углем, называемым «Портрет А.А. Грошевой». Работа сначала под другим названием – «Женский портрет» - хранилась в Музее МХАТа, затем при очень странных обстоятельствах (есть основание предполагать, не без криминальной составляющей) попала в Третьяковку. Переименование её произошло с лёгкой руки писательницы С.А. Пророковой, увидевшей в модели Левитана – героиню побега из Плёса. Но эта атрибуция, которую используют и сотрудники ГТГ, не выдерживает никакой критики.

Подробнее см. «История, случившаяся в Плёсе…»

Журнал «Звезда», № 4, 2024 «Удавшаяся мистификация»