«Восста от мертвых земля Оптинская, яко иногда Лазарь четверодневный»
Возрождение легендарной Оптиной пустыни, разорённой после революции, имело, пожалуй, главной своей вехой трагическое событие 18 апреля 1993 года. Оно прогремело на всю страну.
"Красная Пасха" - такое получило название это событие. В тот день пасхальное богослужение закончилось кровопролитием.
Мало кто понимал, что происходит, в предрассветной темноте. Трёх монастырских братьев Ферапонта, Василия и Трофима зарезали на территории монастыря.
Вспоминает в документальном фильме "Красная Пасха" телеканала "Спас" игумен Филипп Перцев, сопровождавший тела братьев до Козельского морга.
"И мы вот остались с ними наедине. И почувствовали что-то совершенно необъяснимое, что рядом с их телами сердце выпрыгивает от радости. Ну как это совместить? Мы снимаем их подрясники, залитые кровью, видим эти страшные раны от алюминиевого меча, которым их пронзили, видим их бездыханные лики.. И в то же время радость. Всё это было до того момента не ощущаемо и настолько иррационально...".
Монахи прямо в морге запели пасхальные стихиры. "Небеса́ у́бо досто́йно да веселя́тся, земля́ же да ра́дуется, да пра́зднует же мир".
Как оказалось, убийство совершил местный житель Николай Аверин, считавший себя сатанистом.
В 2002 году о трёх новомучениках вышла в свет книга "Пасха Красная" писательницы Нины Павловой. Написана она была по благословению оптинских старцев.
Это летопись событий, в которых раскрываются характеры трёх отцов, насельников Оптиной пустыни, их монашеская готовность к смерти, их подвиг и даже их немощи, а также духовный смысл события, который стал напоминанием всем православным, что времена меняются только по внешности, в самой же сути брань духовная остаётся неизменной. Также в книге рассказывается о многочисленных знамениях, свидетельствующих о том, что перед нами не просто история, а событие, из которых складывается в полном значении священная история наших дней.
Новомученик иеромонах Василий в своём дневнике сочинил такой гимн Оптиной пустыни: «Радуйся, Кана Галилейская, начало чудесем положившая. Радуйся, пустынь Оптинская, наследие чудотворства приявшая. Яко Господь избирает тя и ублажает».
Так, Евангельские события обретают сегодня новое воплощение, а Оптина Пустынь стала преемницей пиршества брачного Каны Галилейской.