Как найти новых партнеров благодаря надежному навигатору
Острые споры о силе и влиятельности среднего класса идут на российской земле уже больше трех десятилетий. Обычно в страстной полемике стороны используют теоретические размышления без конкретных цифр и фактов. Подтвердить или опровергнуть мощь этого слоя общества гораздо легче, если проанализировать динамику развития малого и среднего предпринимательства за последние год-два как по стране в целом, так и в отдельно взятом ее регионе.
Не чрезмерно опекать, а поддерживать
Понятно, что бизнес не может работать, абстрагировавшись от общей экономической ситуации в России и политики правительства.
Судя по недавним заявлениям премьер-министра Мишустина, поддержка малых и средних предприятий особенно важна для кабмина в условиях жестких ограничений и санкций. «Необходимо и дальше разрабатывать удобные инструменты. Без сомнения, важно, чтобы небольшие предприятия набирали обороты, повышали свою эффективность. Многие могли бы быстрее приспособиться к ситуации при нынешнем беспрецедентном санкционном давлении», – отметил Мишустин на состоявшейся в конце мая встрече с генеральным директором Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александром Исаевичем.
На взгляд премьера, такие предприятия должны чувствовать не слишком большую опеку, а именно поддержку – в виде субсидий, грантов и программ помощи. По сути, созданные для этого правительственные структуры становятся навигатором для малого и среднего бизнеса, в том числе и для предпринимателей, ищущих выход на внешние рынки.
Бизнес-миссии выполнимы
В Рязанской области активное содействие таким компаниям оказывает Рязанский центр экспорта (РЦЭ), уже несколько лет назад созданный при Агентстве развития бизнеса (АРБ). Он помогает субъектам малого и среднего предпринимательства практически на всех стадиях: от базовых консультаций по вопросам внешнеэкономической деятельности и обучения до поиска партнера и организации участия в бизнес-миссиях и в международных выставках как в России, так и за рубежом.
Усилия специалистов АРБ и его структурного подразделения по поддержке региональных экспортеров уже приносят ощутимые результаты. Предприятия, работающие в этом сегменте, уже сейчас можно ответственно назвать мощными драйверами региональной экономики.
«В прошлом году Центр оказал услуги более 1100 компаниям. С его помощью 61 компания заключила экспортные контракты. Поставки продукции реализованы в 43 страны. С целью освоения новых рынков и поиска деловых партнеров за рубежом были организованы стенды на 24 международных выставках и бизнес-миссии в Казахстан, Узбекистан, Египет, ЮАР, ОАЭ, на Кубу и в Беларусь, что позволило компаниям представить свои товары и заключить новые контракты», – еще зимой этого года отмечала в своих соцсетях заместитель председателя правительства Рязанской области Юлия Швакова.
Инструменты для прогресса
На протяжении семи лет Рязанский центр экспорта фактически выполняет роль «единого окна» для оказания нефинансовой поддержки ориентированным на внешние рынки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Специалистами РЦЭ предоставляются квалифицированные услуги, способствующие как выходу компаний на зарубежные торговые площадки, так и расширению географии продаж их продукции.
По результатам 2023 года центр занял четвертое место в рейтинге всех российских ведомств подобного профиля. Это самый высокий показатель за всю историю существования организации.
Как отмечают в Агентстве развития бизнеса, магистральная цель РЦЭ – расширение числа охваченных господдержкой предприятий, эффективное продвижение региональных инновационных разработок и конкурентоспособных технологий.
По итогам минувшего года, наиболее востребованными услугами центра среди рязанских предпринимателей стали:
– участие во всероссийских и международных выставках;
– участие в бизнес-миссиях Рязанской области;
– комплексное содействие в поиске и подборе иностранного покупателя;
– компенсация затрат на транспортировку промышленной продукции.
Представители более чем 250 региональных компаний прошли курс по совершенствованию знаний по внешнеэкономической деятельности.
Трамплином для превращения перспективных стартапов в эффективно работающие проекты стали запущенные в 2023 году при поддержке центра три акселерационных программы разного уровня – «Экспортный стандарт», «Экспортный форсаж» на базе РЦЭ, и «Экспортеры 2.0» на базе Московской школы управления в Сколково. В учебном процессе участвовали не только предприниматели, но и свыше 30 студентов двух ведущих вузов региона Рязанского государственного университета и Рязанского государственного радиотехнического университета.
Фактически рязанский центр экспорта способствует не только развитию и укреплению бизнеса, нацеленного на внешние рынки, но и формирует квалифицированный кадровый потенциал, чьи представители совсем скоро окажутся наиболее креативной частью предпринимательского сообщества. В идеале, достигая жизненного успеха, эти люди должны стать влиятельной силой, а значит, смогут поддерживать социальную стабильность в обществе, быть генераторами позитивных идей и мотиваторами для тех, кто готов сделать многое ради улучшения качества своей жизни.
Виктор НИКАНОРОВ
Рязань