Найти тему
БелПресса

Реставрация не рассматривается. Есть ли будущее у ж/д станции Юсупово в Ракитянском районе

Оглавление

В 2014 году станцию закрыли, а движение поездов приостановили. Так и стоит красивый вокзал с большими заколоченными окнами и без всяких перспектив

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Покрытые ржавчиной рельсы, шуршащая под ногами серая щебёнка, разбитый каменный перрон и не потерявшее свой блеск строгое здание железнодорожной станции. На фасаде с нескольких сторон большие красные буквы – Юсупово, а ещё дата постройки – 1910 год. Относительно недавно по этим рельсам неслись на юг пассажирские поезда, из окон которых высовывались курортники и рассматривали маленький южный полустанок с большой историей.

Посторонним вход воспрещён

Серая дорога игриво петляет и уводит в сторону от трассы. Вдали виднеется белый указатель на Юсупово. Въезжаем в маленький посёлок и сбавляем скорость, чтобы не проскочить мимо заброшенной станции. Но пропустить её невозможно. Бело-красное строгое здание показывается среди нежной весенней зелени. Видно, что недавно здесь косили траву. Несмотря на то что с момента закрытия этой линии прошло уже десять лет, за территорией стараются следить.

На главной двери – табличка «Собственность ОАО «РЖД». Посторонним вход воспрещён». Здесь явно бывают любители истории. Интернет пестрит многочисленными фото из этих мест.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Чтобы узнать чуть больше об остановочном пункте Юсупово, по дороге мы заехали в Ракитянский краеведческий музей.

«Железная дорога, на которой расположена эта станция, связывала Санкт-Петербург и Крым, – рассказали там. – Эти земли принадлежали князьям Юсуповым, а потому и дорогу, и все вокзалы, и хозпостройки возводили местные крестьяне. Использовали же её для вывоза производимой на местных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях продукции».
Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

История железной дороги в Ракитянском районе началась в 1895 году после строительства сахарного завода в имении князей Юсуповых. Для подвозки топлива, камня и других материалов, а также свёклы и вывоза сахара потребовались подъездные железнодорожные пути. Так в 1901 году появилась Белгород – Сумская дорога, а позднее – Северо-Донецкая. В месте пересечения двух железных дорог располагалась станция Готня, которая в 1911 году стала узловой.

В 1910-м появилась станция Юсупово со зданием вокзала, жилыми домами и мельницей. Сохранила история и имена первых её поселенцев – стрелочников Ивана Горбачёва и Тихона Артёменко. Работниками же станции были в основном жители расположенного неподалёку села Илёк-Кошары.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Свидетельства времени

Мы забираемся внутрь и осторожно осматриваем то, что осталось от столетней станции. На дверях кое‑где уцелели таблички «Релейная», «Курить строго запрещено», обрывки карт на стене и листок со списком сотрудников и их рабочими телефонами. Сохранились большие железные печи, которые раньше отапливали здание, вместительные шкафы для документации и красивая когда‑то мозаичная плитка. Деревянным полам повезло меньше.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Сквозь заколоченную перегородку этой части вокзала виден просторный зал ожидания с билетными кассами и неизменной печью. По полу разбросаны станционные бумаги, полуистлевший разовый консультационный билет с пометкой Министерства путей сообщения СССР. Ручкой приписано: «Суджа». Такие билеты выдавали работникам станции, если нужно было срочно проехать на электропоезде без предъявления документов. Внизу дата – 1 декабря 1967 года. Маленькие свидетельства ушедшей эпохи.

«После революции 1917 года и победы советской власти Белгород – Сумская железная дорога была национализирована и присоединена к Южной железной дороге, – сообщили в ракитянском музее. – Вплоть до 1990-х годов на станции Юсупово было два главных пути, два дополнительных и два тупика, один из которых оказался проходным, поэтому там осуществляли разгрузку вагонов для нужд близлежащих колхозов».
Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Покидаем замусоренное здание станции и выбираемся на полуразрушенный перрон. Возле путей валяется табличка «Остановка локомотива». По краям дороги высятся чёрные столбики семафоров. В советское время кроме грузовых составов через станцию курсировали пассажирские поезда Ленинград – Мариуполь, Брянск – Мариуполь, Брянск – Донецк, а также пригородные, называемые в просторечье рабочими.

Летом же по этой ветке проходили поезда из Ленинграда к морю – в Адлер, Новороссийск, Симферополь, Севастополь, Батуми и Сухуми. Также по этим рельсам везли отдыхающих на юг пассажирские составы из Мурманска.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин

Реставрация не планируется

В 2014 году станция Юсупово полностью прекратила свою работу, эту ветку железной дороги закрыли. Нынешний собственник столетнего здания, которое входит в региональный перечень памятников истории и архитектуры, – филиал ОАО «РЖД».

В официальном ответе на редакционный запрос начальник службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги Владимир Мягков объяснил, что станцию закрыли из‑за невостребованности: грузооборот иссяк, пассажиры перестали ездить.

Фото: Павел Колядин
Фото: Павел Колядин
«В 2014 году было отменено движение пригородных поездов на участке Льгов – Готня, на котором находится станция Юсупово, – отметил Владимир Мягков. – В настоящий момент планы по реставрации бывшего здания вокзала, а также созданию в нём музейного комплекса не рассматриваются».

О том, что сохранять историческое здание не планируют, переживают в основном местные жители. Некоторые из них считают, что вокзал мог бы стать отличной туристической достопримечательностью.

Ну а пока провинциальный южный полустанок ветшает и вспоминает былые времена. Как неслись мимо нарядного красно-белого вокзала лёгкие, нагретые солнцем курортные поезда, как гудел маленький зал ожидания и подметал каменный перрон улыбчивый дворник. И время замирает.

Анастасия Состина