1. Правовое регулирование природоохранной деятельности. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Окружающая среда- совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
Природная среда(далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Основные принципы охраны окружающей среды
• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
• презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
• организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
В зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
• объекты I категории – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
• объекты II категории – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
• объекты III категории – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
• объекты IV категории – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
Граждане обязаны:
• сохранять природу и окружающую среду;
• бережно относиться к природе и природным богатствам;
• соблюдать иные требования законодательства.
Экономическое регулирование осуществляется за счет взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1).
П Е Р Е Ч Е Н Ь
областей применения наилучших доступных технологий
1. Хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:
• добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов;
• добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов;
• добыча нефти и природного газа;
• производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа;
• добыча и обогащение угля и антрацита;
• производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива;
• обезвреживание отходов, в том числе термическими способами;
• захоронение отходов производства и потребления и др.
2. Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности:
• сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов);
• системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;
• промышленные системы охлаждения;
• обращение с вскрышными и вмещающими горными породами;
• очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ при производстве продукции (товаров), проведении работ и оказании услуг на предприятиях.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды осуществляются:
- размещение,
- проектирование,
- строительство,
- реконструкция,
- ввод в эксплуатацию,
- эксплуатация,
- консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Экологический мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.
Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
• регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
• хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
• анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
• обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Цель государственного экологического надзора заключается в обеспечении органами власти различного уровня исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в этой области, а также обеспечения экологической безопасности.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Научные исследования в области охраны окружающей среды проводятся в целях:
• разработки концепций, научных прогнозов и планов сохранения и восстановления окружающей среды;
• оценки последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
• совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды, создания нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
• разработки и совершенствования показателей комплексной оценки воздействия на окружающую среду, способов и методов их определения;
• разработки и создания наилучших технологий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• разработки программ реабилитации территорий, отнесенных к зонам экологического бедствия;
• разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала и рекреационного потенциала Российской Федерации;
• иных целях в области охраны окружающей среды.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается:
- имущественная,
- дисциплинарная,
- административная;
- уголовная ответственность.
2. Система органов управления природопользованием.
Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:
– органы общей компетенции;
– специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
– иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
– Президент России;
– Правительство России;
– правительства (администрация) субъектов РФ
К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента РФ можно отнести:
– определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
– нормотворчество;
– организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
– гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
– обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22 ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» в области охраны окружающей среды и природопользования правительство Российской Федерации:
1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия, по созданию благоприятных условий жизнедеятельности населения, по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий;
5) обеспечивает сохранение уникального природного и биологического многообразия страны;
6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
7) принимает меры по формированию в обществе ответственного отношения к животным.
Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:
• министерства;
• федеральные агентства;
• федеральные службы.
Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:
• Комплексные органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
• Отраслевые органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию и др.
• Функциональные органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.
Министерство внутренних дел РФ, Минздрав России, Федеральная таможенная служба и др.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Росгидромет
Росприроднадзор
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)
3. Основные направления государственного управления природопользованием. Государственный учет природных ресурсов.
Основные направления государственного управления природопользованием
- государственный учет природных ресурсов;
- лицензирование видов деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- экологическое нормирование;
- экологический мониторинг;
- экологическая сертификация;
- экологическая экспертиза;
- экологический аудит;
- экологический контроль.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Государственные кадастры - это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, которые характеризуют количество и качество природных ресурсов.
По кадастрам определяется экономическая оценка природного ресурса, размер и виды платежей, система мер по восстановлению.
По характеру и содержанию кадастр – это совокупность достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного ресурса, его составных частях, видах разрешенного использования, субъектах, видах прав и ограничениях прав.
Виды кадастров:
1. Единый государственный реестр недвижимости;
2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;
3. Государственный лесной реестр;
4. Государственный водный реестр;
5. Государственный кадастр объектов животного мира;
6. Красные книги субъектов РФ и РФ;
7. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
8. Государственный кадастр отходов;
9. Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
10. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости;
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемыхведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемыхдолжен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно- технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого- экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
Государственный водный реестр – систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видовсодержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.
4. Основные направления государственного управления природопользованием. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Лицензирование выполняет задачи:
- учет природопользователей;
- контроль за потреблением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;
- распоряжение природными ресурсами и правами на загрязнения или другое воздействие на окружающую среду.
ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Комплексное экологическое разрешение – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории с 1 января 2019 года обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешение.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.
I категория опасности (высшая) включает в себя промышленные объекты из отраслей:
• Горнодобывающая, металлургическая, химическая, целлюлозно-бумажная промышленность;
• Сельскохозяйственные комплексы;
• Профессиональные компании по утилизации отходов.
Комплексное экологическое разрешение содержит:
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• лимиты на размещение отходов производства и потребления;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу производственного экологического контроля;
• срок действия комплексного экологического разрешения.
КЭР выдается для отдельного объекта на 7 лет.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
- наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
- код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
- информация о реализации природоохранных мероприятий;
- данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;
- декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
- информация о программе производственного экологического контроля.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования осуществляется для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Предоставление водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется для:
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
4) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;
5) разведки и добычи полезных ископаемых;
6) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов и др.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод должно содержать:
1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;
3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
ОХРАНА ЛИТОСФЕРЫ
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Паспорт отходов– документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, а также на иных основаниях, определяемых законодательством о недрах.
Экологический паспорт природопользователя – документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов.
5. Основные направления государственного управления природопользованием. Экологическое нормирование.
Нормированиев области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
- иные нормативы качества окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- технологические нормативы;
- технические нормативы;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.
Нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением.
В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
6. Основные направления государственного управления природопользованием. Экологический мониторинг.
Экологический мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)- комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;
Предметом экологического мониторинга является многокомпонентная совокупность природных явлений, подверженная многообразным естественным динамическим изменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование ее человеком.
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создаётся в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), которая включает в себя подсистемы:
• государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
• государственного мониторинга атмосферного воздуха;
• государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
• государственного мониторинга земель;
• государственного мониторинга объектов животного мира;
• государственного лесопатологического мониторинга;
• государственного мониторинга воспроизводства лесов;
• государственного мониторинга состояния недр;
• государственного мониторинга водных объектов;
• государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
• государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
• государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
• государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
• государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
• государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Задачамиединой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
• регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
• хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
• анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
• обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
В системе экологического мониторинга можно выделить три блока:
- биоэкологический мониторинг;
- геосистемный или геоэкологический мониторинг;
- биосферный мониторинг.
Классификация мониторинга:
• по масштабам наблюдений:
- глобальный;
- региональный;
- импактный;
- базовый (фоновый);
• по источникам загрязнений:
- точечные стационарные,
- точечные подвижные,
- пространственные;
• по методам наблюдения:
- дистанционный (авиационный, спутниковый);
- наземный (с помощью физико-химических и биологических методов исследования).
Государственный фонд данных государственного экологического мониторингаявляется федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включает в себя:
• информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
• результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
• данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Он осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральная Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) (это пример органа исполнительной власти).
(Росгидромет – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды)