Настольная советская игра 1987 года издания "Тридцать три богатыря". Автор - Ф. Шапиро, художник - Н. Казак, издательство "Малыш", Москва.
Правила игры "Тридцать три богатыря"
Игра состоит из:
- игрового поля,
- четырех фишек разного цвета,
- кубика с числом очков от 1 до 6,
- грамматического компаса,
- трех листов с буквами алфавита,
- шести карт "Азбуки в картинках",
- пластмассовой наборной кассы.
Шаблоны для игры можно скачать ниже.
Игра первая для детей 4-5 лет
Играть можно вдвоем, втроем и вчетвером. Тот, кто знает все буквы, будет ведущим.
Ведущий показывает и называет разные буквы. Участники игры по очереди повторяют за ним название буквы и находят такую же букву в наборной кассе. Если буква найдена и названа правильно, она остается у играющего.
Выигрывает тот, кто первым наберет 10 букв.
Игра вторая для детей 5-6 лет
Играть можно вдвоем, втроем и вчетвером, не считая ведущего.
Ведущий отбирает для игры несколько карточек азбука в картинках. Отобрать нужно только карточки с изображением предметов, название которых состоит из одинакового числа букв.
Затем каждый участник игры получает одну, две или три карточки и называет предметы, нарисованные на картинках. После этого по команде ведущего участники игры начинают составлять из букв слова - названия предметов. Буквы берут из наборной кассы.
Выигрывает тот, кто первым составит названия предметов, нарисованных на своих карточках.
Игра третья для детей от 6 лет
Играть можно вдвоем, втроем и вчетвером. Каждый участник игры берут по одной фишке. Фишки ставят в верхнем левом углу игрового поля. Ходы делают по очереди. Очередность ходов определяют жребиев или считалочкой. Играющий бросает кубик и передвигает свою фишку на столько клеточек, сколько точек окажется на верхней грани кубика.
Все клеточки на игровом поле имеют буквенное обозначение. Когда фишка остановится на клеточке, назовите то, что в ней нарисовано, и придумайте еще одно слово на эту же букву.
Если перед буквой стоит точка, значит, слово оканчивает на эту букву. Точка перед буквой и после нее означает, что эта буква стоит в середине слова. На делениях с буквой Й, Ъ, Ь, Ы придумайте слова, в которых эти буквы стоят в середине или в конце слова.
Придумали слово - берите из наборной кассы бумажную букву. Не придумали - не берите.
Повторять уже придуманные другими участниками игры слова нельзя.
Когда путешествие по игровому полю окончится (все фишки соберутся в правом нижнем углу), посчитайте. сколько букв набрал каждый. За каждую букву дается 1 очко.
Выигрывает тот, у кого очков окажется больше.
Игра четвертая для детей от 9 лет
Для этой игры вам понадобится грамматический компас.
Участники игры передвигаются свои фишки по игровому полю так же, как и в предыдущей игре. Но, когда фишка остановится на клеточке с буквой и картинкой, играющий запускает стрелку компаса и смотрит, на какую часть речи укажет стрелка.
Слово, которое играющий должен придумать, может быть только этой частью речи.
Например, фишка остановилась на клеточке с буквой "Ш", а стрелку указала на числительное. Вы можете придумать числительное шесть, шестнадцать и т.д.
А что делать, если стрелка указала. например, на числительное, а вы остановились на клеточке с буквой "Я"? Ведь числительных, начинающихся на букву "Я", нет. В этом случае стрелка компаса запускается вновь.
Игра пятая для детей старше 10 лет
Играть можно вдвоем, втроем и вчетвером. Перед началом игры договоритесь, из скольких букв вы будете складывать слова: из 10, 15 или 20. По очереди запускайте стрелку грамматического компаса. Каждый играющий берет себе из наборной кассы букву, на которую укажет остановившаяся стрелка. Если в ячейке уже не осталось букв, стрелка запускается повторно.
Когда все наберут условленное число букв, можно переходить к составлению слов. Складывать их можно только из того набора букв, который имеется у каждого участника.
Конечно, нужно стараться составить как можно больше слов. В конце игры подсчитываются очки. При подсчете очков три первых буквы каждого слова оцениваются в одно очка, четвертая и пятая - в два очка, последующие - в три очка.
Выигрывает тот, кто набрал наибольшую сумму очков.
Если вы хотите упростить соревнование, набирайте любые слова: существительные, глаголы, местоимения и т.д., усложнить - придумывайте только имена существительные в единственном числе именительного падежа.
Шаблоны игры "Тридцать три богатыря"
Буквы алфавита
Нужно распечатать в 3-х экземплярах и вырезать.
Грамматический компас
Нужно вырезать стрелку и прикрепить в центре.
Азбука в картинках
Игровое поле
Необходимо распечатать на 4 листах формата А4 и склеить.
Если приложить усилия, распечатать, вырезать, а в идеале еще заламинировать игру, взять любые цветные фишки и игральный кубик - получится замечательная настольная игра с буквами для детей от 4 лет до 10+. Аналогов среди современных настолок для нее я не припомню!