Найти тему
Гуманитарщина

Пропаганда

Несмотря на то, что пропаганда существует давно, люди начали целенаправленно её изучать только в XX веке. Сегодня мы хорошо понимает, что такое пропаганда, как она делается, как её распознать и как ей противостоять.

Начнём со лжи. Наверное, это первое, что приходит в голову, когда мы слышим слово «пропаганда». Однако отождествлять ложь и пропаганду неверно. Ложь — это когда вы знаете, что некий предмет является белым, но всем говорите, что он чёрный. В пропаганде такие послания, конечно, встречаются, т.е. элемент лжи обязательно присутствует, но всё несколько сложнее. Пропаганда — это прежде всего искажённая информация: недомолвки, передёргивания, неадекватные обобщения, факты, которые иллюстрируют только одну точку зрения и выдают её за единственную, слухи, раздувание одних историй и полное игнорирование других, вбросы и т.п. Цель пропаганды — это формирование определённого общественного мнения; это инструмент управления массой.

Люди, которые занимаются пропагандой, хорошо понимают, что они делают, и воспринимают это как работу. За свою работу они получают деньги, известность и влияние. У пропагандистов одна главная обязанность — любыми способами показать и доказать, что очень конкретная, заранее сформулированная точка зрения является правильной, что всё на самом деле обстоит именно вот так, без всяких оговорок и оттенков. Очень часто пропагандисты занимаются отмыванием неотмываемоего и объяснением необъяснимого. Речь о решениях, общем курсе, преступлениях, странных заявления, ошибках, которые допускает режим и которые нужно представить в позитивном ключе. То есть, каким-то образом всё повернуть так, чтобы преступления стали не преступлениями, а необходимыми мерами по спасению родины, например.

Пропаганда строится на нескольких основных принципах. Назовём их:

1. Эмоциональность. Пропаганда по своей природе горяча, она не может быть холодной и всегда обращена к чувствам. Она всегда с кровью, драками, криками, угрозами, опасностью, паникой, показной удалью, с самыми дикими сюжетами, которые обязательно будет рассказывать в деталях.

2. Принципиальная субъективность. Пропаганда всегда субъективна, она по определению не может быть объективной, потому что её не интересует реальное положение дел. Она существует как раз для того, чтобы никто это самое реальное положение не узнал.

3. Ориентированность на массы. Пропаганда создаётся для масс, а не для интеллектуалов. Это значит, что она должна быть предельно проста и доходчива. Обычно это односложные фразы вроде «Не дай евреям себя обмануть». Пропаганда — это карикатуры, плакаты, картинки с минимальным количеством текста или вообще без текста. Сегодня мы бы сказали мемы, на которые смотришь и сразу всё понятно: кто друг, кто враг и что делать.[1]

Если взятая страна находится в состоянии войны, то подключаются новые принципы. Например: «Мы ни на кого не нападает, потому что мы всегда хотим мира, мы только защищаемся» или «Вся ответственность за происходящее лежит на противнике, потому он что-то не так сказал, не так себя повёл, не выполнил обещания». Ну, или просто родился.

Почему пропаганда работает и, судя по опыту прошлых веков и, к сожалению, нашего века, работает так хорошо? Потому что мы люди. Все люди, включая меня и вас, очень внушаемы и склонны к конформизму по своей природе. Мы по умолчанию зависим от мнения группы, в которой находимся в данный момент. Это могут быть посиделки за столом с родными, компания друзей, класс, рабочий коллектив — что угодно. Если все в этой группе будет разделять какую-то точку зрения, то нам будет очень непросто сопротивляться. Во-вторых, мы очень зависимы от авторитетов: экспертов, людях в пиджаках, которые называют себя политиками, людей, на которых надеты белые халаты, зависим от учителей и просто старших. Чем выше авторитет, тем больше зависимость. Эта тема хорошо изучена, и у нас есть целая серия классических экспериментов из социальной психологии, которые всё демонстрируют с пугающей достоверностью.[2]

Пропаганде можно и нужно противостоять. Однако сделать это не так просто.

Во-первых, нужно честно ответить себе на вопрос «Интересует ли меня истина? Хочу ли я знать, что происходит на самом деле?». Это очень важно, потому что большую часть людей никакая истина не интересует. Всех интересует комфорт, материальный и психологический, а самый комфортный вариант — это сказать: «Я думаю так, как думают мои друзья и семья», «я со своей нацией, страной, со своим государством и его правителями несмотря ни на что», «я принадлежу к этой общности людей и по умолчанию ей поддерживаю, что бы ни случилось». Проясните для себя этот вопрос. Если вы можете сказать, что я со своей страной или я со своей семьёй до конца и во что бы то ни стало, то пропаганде вы противостоять не сможете. В этом случае, вы — это целевая аудитория пропаганды и она идеально ляжет на ваше мышление.

Но допустим, что истина нас интересует. В этом случае нужно признать, что пропаганда повсюду, потому что борьба за умы и души идёт непрерывно. Все люди, которые говорят на общественно-политические темы по телевизору и в интернете, все люди с пометкой эксперт, историк, политолог, философ, публицист, говорят не просто так. Они уже принадлежат к одной из сторон и будут осознанно или не вполне осознанно подгонять реальность под определённую точку зрения. Когда вы читаете какое-то СМИ или слушаете какого-то спикера, помните об этом.[3]

И, наконец, третье. Мы хотим узнать истину, но мы признали, что окружены пропагандой. Что тут делать? Анализировать, не спешить и задавать больше вопросов. Вопросы и здоровый скепсис — наше главное оружие.

Информации очень много. Фото, видео и аудио подделывается, детали легко выдумываются, неудобные свидетели пропадают, нужные появляются. Истину установить бывает очень сложно, это правда, но часто нам достаточно узнать, что истиной не является и этого будет достаточно. А это сделать не так сложно.

Например. Мы читает, что над некой территорией пролетал самолёт, который после был сбит. Прежде чем говорить «тут всё понятно» сделаем паузу, потому что пока ничего непонятно. Пока мы просто признаём, что это произошло: самолёт действительно летел, он был сбит. Пока ставим точку. Дальше смотрим на показания участников. Если одна из сторон убеждает, что это не она и даёт одно объяснение, потом — другое, спустя какое-то время — третье, и если эти версии копятся и не сходятся друг с другом, т.е. если они не проясняют и не дополняют друга друг друга, а друг другу противоречат, то мы имеем право сказать, что с этой стороной что-то не так: она что-то очевидно не договаривает и это очень подозрительно. Мы имеем дело с пропагандой.

Мы уже говорили, что пропаганда принципиально субъективна. Это очень легко отследить по общему тону. Будучи людьми, мы прекрасно чувствуем эти вещи, тут не нужно никаких особых знаний. Если вы читаете или слушаете новости, а там всегда или почти всегда всё хорошо; если одна и та же сторона всегда однозначно права, а другая, которая ей обязательно противостоит, заблуждается, то, скорее всего, это пропаганда. Разумеется, верно и обратное. Если по версии какого-то СМИ или спикера в некой стране всё всегда плохо, там все воруют, насилую и убивают, и, самое главное, всё это вот-вот рухнет, то это тоже пропаганда. У первых пропагандистов всегда можно спросить: «Если у нас всё так хорошо, то это не может не отражаться на уровне медицины, образования, городской инфраструктуры, зарплатах, смертности на дорогах, эффективности государства, мобильности — параметров очень много. И для всех этих параметров есть топы. Я что-то нашу страну не видел ни в топ 10, ни в топ 20, ни даже в топ 30. Как же так получается?». У вторых пропагандистов можно спросить: «Если у нас действительно всё так плохо, то как тогда из крана течёт вода, иногда даже горячая? Почему на улицах чисто? Как люди берут и выплачивают ипотеку? Откуда у них деньги на последние айфоны, на рестораны и отпуск?». Что-то тоже не сходится.

[1] Удивительно, но сами интеллектуалы часто этого не понимают. Они веками сидят, смотрят на происходящий ужас и со сложным лицом задают вопрос: «Кто в это верит?». Ответ очень простой: те, на кого это рассчитано.

[2] Подробно об этом в блоке «Психология».

[3] Независимость человека, говорящего на социально-политические темы — отдельный раз говор. Пока договоримся, что таких людей либо нет, либо крайне мало.