В архетипах, представлен весь опыт, имевший место на этой планете с первобытных времен.
Инстинкты понимаются в психологии, как биологически запрограммированный опыт поведения видов.
Природа архетипов является осадками психической деятельности, накопленным опытом органической жизни, миллион раз повторенным и кристаллизованном в типах.
Таких типов не много, на канале есть статья "Человеческие типы".
Если воспользоваться данными философии, то Юнг не отождествлял инстинкты и архетипы, он вывел некоторое различение между ними путем сопоставления их психологических функций: если инстинкты определяют и регулируют наши сознательные действия, то архетипы, или первобытные образы ответственны за однообразие и регулярность наших восприятий, отличающихся иррациональностью.
При этом он выдел связи между инстинктом и архетипом и определял архетип, как восприятие инстинктом самого себя.
Если имеется задача понимания себя в протекающих жизненных процессах, то можно упростить схему и представить, что для конкретного человека "тип" будет архетипом, а поведение будет результатом деятельности инстинкта.
В целом наблюдается путаница в понятии архетипов и первобытных образов. Архетипы, как и восприятие, на которое они оказывают влияние, отличаются от нашего осознанного поведения, которое направлено на получение планируемого результата, при учете собственных ресурсов психики. В таком варианте они могут быть объяснены и понятны. Если мы понимаем характер собственных действий, то мы можем произвести уточняющие действия и затем точные действия, в результате которых может появиться информация для нового мышления обеспечивающее новое качество восприятия. Так, как восприятие на основе наших точных действий снижает влияние архетипа.
Другое дело — это образы мифологий, ранних форм культуры, которые в отличии от архетипа статичны.
"Знание мифологии нужно, чтобы понять смысл и содержание, вытекающие из более глубоких уровней психики".
В противоположность бессознательного содержаниям психики, которое являются результатом подавления или вытеснения, мифологические символы не являются результатами работы формирующего аппарата.
Они приходят из глубин психики, не имеющих ничего общего с нашим индивидуальным опытом и принадлежат к области бессознательного.
Согласно Юнгу, одно из наиболее распространенных внешних символических отображений нашего внутреннего процесса индивидуации – мандала. И именно в контексте психической жизни человека Юнг анализирует этот символ. Так Юнг замечает: «Мне кажется бесспорным, что эти восточные символы (мандалы) рождены снами и видениями, а не изобретены.
Таким образом, мандала, как, впрочем, и остальные символы человечества, генерируется нашей психической субстанцией и является отображением архетипа. «Она (мандала) означает не что иное, как психический центр личности, который не следует отождествлять с эго». Поскольку мандала символически отображает центр личности человека, образы, схожие с мандалой, можно усмотреть во всех культурах.
Открытое Юнгом понятие абсолютное, или коллективное бессознательное, активно используется в наше время, но это можно соотнести с объективной и субъективной моралью. Все таки нам легче думать о создании субъективной морали, чем работать с субъективным бессознательным.
Связь архетипа с мифологией Юнг устанавливает в генетическом аспекте; он видит в мифологии первое и основное хранилище того коллективного опыта, который составляет субстрат бессознательного.
Юнг считал, что архетипы детерминируют способы восприятия реальности, определяют бессознательные установки, которые служат призмами, сквозь которые человек преломляет мир.
В современном варианте такую установку можно соотнести с понятием эгрегора, который контролирует наше мышление в области ценностей и общественного мнения.
На канале есть статья "Эгрегоры - слой коллективно бессознательного", в которой данный процесс описан более подробно.
Потребности являются узловыми моментами, или доминантами, которые привлекают к себе энергию и в значительной мере определяют поведение личности.
К этому можно добавить то, что эгрегоры и архетипы – не изолированные сущности, а мир родственных и легко перетекающих друг в друга образов.
Юнг настаивал на том, что человек находится в их власти до такой степени, какой он себе и представить не может. Особенно современный человек, рациональный и эффективный, далек от понимания того, насколько он находится во власти иррациональных сил.
Они являются узловыми и доминантными устойчивыми мотивами человеческой культуры и индивидуального сознания.
Гурджиев в свое время говорил, все что мы не можем соотнести с анаграммой остается для нас не понятым. Анаграмма, как и мандала отражает наши индивидуальные ментальные процессы.
Для понимания процесса используем анаграмму.
В целом область двенадцатого водорода можно соотнести с архетипами, область сорок восьмого водорода с инстинктами, а область двадцать четвертого водорода с эгрегорами.
Берем три архетипа: Вера-Ми12, Надежда-Соль12 и Любовь-Си12.
Эгрегоры: Семья-Ля24, Школа-Фа24 и Государство-Ре24.
Область Соль-48 связана с воображением, Ми-48 восприятие и До 48 это впечатления или объекты.
В таком варианте можем видеть, что происходит с нашей верой и в какой мере на это влияет государство. Дальше наша надежда то же просматривается, как необходимость трансформации способности восприятия.
Но все это пребывает в тумане воображения, которое необходимо учитывать в начале как негативность мешающая нашему пониманию.
Воображение обеспечивает нам подражание и восприятие чужого опыта без совершения усилий и проверки фактов.
В частности возникновение мира, мировой порядок и историю общества с этим связанную, включая нашу современность, имея при этом в виду совокупность устойчивых и доминирующих мотивов культуры, владеющих сознанием ее участников.
Причем не важно сознаем мы это или нет.
Наше частичное понимание связано с индивидуальным развитием, формированием личности в социальной среде на первом этапе. Позже это придется пересматривать и новые выводы и понимания будут являться энергией, которая нам необходима для само развития.
Социум в первичной форме семейной ситуации, находится в конфликте с инстинктивным, биологическим, и это столкновение определяет структуру сознания: какие-то содержания его, диктуемые инстинктами, оказываются неприемлемыми; они либо вступают в противоречие с другими установками сознания, либо не позволяют адаптации личности к требованиям среды и оказываются вследствие этого болезненными.
Инстинктивная защита заключается в том, что эти содержания вытесняются из сознания в подсознание, где и продолжают в качестве бессознательных факторов свою жизнь и свое влияние на сознание и поведение личности.
Некоторые концепции относят бессознательное к результату индивидуального опыта, испытывающего деформации со стороны социальных условий.
В целом нам необходимо развивать личность, которая является интегральным образованием особого уровня и отличается от общих, биологических инстинктов.
В психоанализе фантазия — это психический орган, проявляющий бессознательные содержания. Частично фантазия выражает стремление к безопасности, защите я (ego), его защитное противопоставление себя коллективному.
Фантазии в этом контексте являются согласующей силой между эго и инстинктами. Они несут на себе следы обоих — эго, как индивидуального психологического принципа и инстинктов, как биологического.
Фантазии выражают власть субъекта над объектом.
Но дело в том, что фигуры-мотивы в их конкретных манифестациях варьируются не только в деталях внешнего облика, но и по функциям, а найти пересечение облика и функции невозможно в отвлечении от контекста. Характерность облика в феноменах фантазии не является чем-то внешним и несущественным. Как смысловые конфигурации они кристаллизуются на пересечении внешнего облика, функций и контекста, определяющего наше поведение и автоматизм.
Символ, по Юнгу, является соединением сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, мысли и чувства, восприятия и интуиции. Эти стороны присущи символу именно как его внутренние взаимные противоположности. Взаимодействие противоположностей требует нейтрализующего фактора или третьей силы. В результате символ конституируется единством трех компонентов: двух, находящихся в отношении оппозиции, и третьего фактора.
В результате чего всегда полезно определить для себя "символ-идеал", который позволит нам сравнивать свое поведение и отличать автоматизм от сознательных действий.
Таким образом можно обнаружить манифестации архетипов в индивидуальной психике и может возникнуть мотивация позволяющая найти для них структуры молекулярного уровня.
В этом проявляются способности к творческому воображению, которые являются моментами первоначальной конкретизации на пути от коллективно бессознательного к сознательному.
Если расширить наши творческие способности до уровня осознания двух типов влияния на наш организм: физико-химического, как проявления инстинктов и ассоциативного как влияние архетипа, то может на некоторое время исчезнуть противоречие между философским пониманием и практическим материалом связанным с мифологией.
Пока влияние проявится в виде сформировавшегося действия, оно остается в нашем подсознании наподобие некой электромагнитной силы.
Задача использовать данную силу в своих интересах, или перевести ее из подсознания в область нашей психики и мышления, где мы можем осуществлять контроль.
В лекции "эволюция нервной системы" мы рассмотрели функции связанные с импульсами внешней среды, и так же возбуждения поступающие от различных частей тела. Некоторое число этих импульсов достигает нашего сознания и позволяет нам воспринимать образы.
Все органы чувств имеют ограничения: импульсы ниже и выше соответствующего порога возбуждения не воспринимаются.
Следовательно наши восприятия зависят от степени возбуждения соответствующим раздражителем тех или иных нервных окончаний.
Они адаптированы так, чтобы воспринимать раздражения лишь вполне определенного рода или оценивать специфическое состояние окружающей среды.
При рассмотрении физиологии восприятий и произвольных движений очень важно правильно понимать природу сознания. Все образование, весь опыт и поведение зависят от сознания. Биологическое, или, физическое сознание определяется как осознание своего собственного существования и существования внешнего мира. Но доказать, что все - это в человеке зависит от некоторого количества окислительных процессов, происходящих в мозге, весьма сложно. Тем не менее мы знаем, что без таких химических изменений нервные клетки функционировать не могут.
Сознание определяется активностью нервных клеток мозга.
Мы воспринимаем определенные потоки импульсов, которые проходят через мозг, независимо от того, в каком состоянии мы в эти моменты находимся: бодрствуем или спим. Если импульсы появляются в тот период когда мы спим, то их результатом будут сновидения.
В общем существуют некие волны, которые влияют на нас и есть наше восприятие. Эти влияния как сказано выше могут быть внешними или нашими внутренними.
В традиции считается что наше тело подвержено двум типам влияний: ассоциативным и химико-физическим, что в целом не противоречит понятиям архетип и инстинкт
Иногда их называют Хима и Хема.
Ассоциативные влияния имеют четыре составляющие.
Это влияние формы, влияние чувств, как отношения, влияние убеждений и внушений, и внешнее космическое влияние, которое воздействуют на нас механически.
Мы видим форму или определённую одежду человека, и у нас раскручиваются определённые ассоциации, потом ещё-ещё, и это связано с механическим влиянием.
Химические влияния или химико-физиологические влияния происходят в результате процессов в организме, которые производят смешивание высшего с низшим, и получается среднее, либо влияние эманаций, аура рядом стоящего человека.
Ассоциативные влияния состоящие из четырех составляющих:
- Влияние формы: Внешний вид, образ или символ, который вызывает определенные ассоциации. Например, вид определенной одежды или предмета может вызвать в памяти конкретные воспоминания или эмоции.
- Влияние чувств как отношения: Эмоции и чувства, которые ассоциируются с определенными ситуациями, людьми или объектами. Например, запах определенного аромата может вызвать чувство ностальгии.
- Влияние убеждений и внушений: Вера и убеждения, которые могут быть результатом внушений или обучения. Например, верования, усвоенные в детстве, могут влиять на наше восприятие и реакции во взрослом возрасте.
- Внешнее космическое влияние: Эзотерическое или духовное влияние, которое может быть связано с верой в космическую энергию или влияние астрологических факторов. Это может включать идеи о том, что космические силы влияют на наши ассоциации и поведение.
Химико-физиологические влияния
- Процессы в организме: Биохимические процессы, происходящие в организме, такие как взаимодействие различных гормонов и нейротрансмиттеров, которые влияют на наше поведение и настроение.
- Смешение высшего с низшим: Можно интерпретировать как взаимодействие различных уровней биохимических веществ или систем в организме, приводящее к определенным психофизиологическим состояниям.
- Влияние эманации (ауры): Идея о том, что энергетическое поле или аура человека может влиять на других людей. Это может быть связано с концепцией эмпатии или энергетического обмена.
Эти процессы не связаны с прямым механическим воздействием и происходят на более глубоком уровне через химические реакции и биологические механизмы.
Можно обобщить и определить, что первые связаны с когнитивными и эмоциональными ассоциациями, а вторые — с биологическими и энергетическими процессами.
- Ассоциативные влияния более связаны с психологическими процессами, такими как память, эмоции и когнитивные связи. Они могут быть вызваны внешними стимулами и внутренними переживаниями.
- Химико-физиологические влияния связаны с внутренними биологическими процессами и энергетическими взаимодействиями, которые происходят на уровне физиологии и биохимии.
В психологическом контексте ассоциативные и химико-физические влияния можно рассматривать с точки зрения различных механизмов, посредством которых внешние факторы влияют на психику и поведение.
Понимание подобных процессов позволяет нам одни влияния притягивать, а вторые отталкивать.