Привычки
Бойся плохих привычек больше, чем врагов.
«Привычка есть вторая натура» – это глубокая истина. Привычка создает святых, но привычка же создает и осужденных на вечную муку. Закон привычки – это закон духовной инерции.
Прочная привычка – это большая сила, которая легко преодолевает препятствия. При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень легко, автоматически, без затраты волевых усилий.
Поэтому хорошая привычка есть скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь.
И наоборот, скверная привычка – это яд в крови, который постепенно отравляет человеческую жизнь.
Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнешь к добру, то Бог в том содействует Своею благодатью.
Если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви.
Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге.
Древние греки говорили: «Самая большая победа – это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с усиленной о том молитвы.
Главное условие успеха: «Если Господь на созиждет дома, напрасно трудятся строящие его».
Залог успеха в Божией помощи достигается усиленной молитвой.
Душе христианина не полезно богатство. Усиленный труд разовьет отвращение к безделью. Скудость в пище развивает воздержание, низкое положение в обществе способствует скромности.
Испытанием скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас добрых привычек.
Пост служит закалке нашего духа. Рост духовного организма происходит постепенно и медленно, как рост организма животного мира.
Исаак Сириянин: «Если привычка потребует чего однажды и требование не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой».
Итак, в развитии своих добрых привычек нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но при постоянных усилиях в преодолении трудности поставленных задач привычки развиваются постепенно.
Цепь добрых привычек – это ограда нашего духа, стены крепости. Прорыв в одном месте уже передает город неприятелю.
Так одна привычка, например невоздержанность в осуждении, лишает христианина духовной устроенности – способствования в нем Духа Святаго.
Какие привычки развить прежде всего?
1) Привыкнуть выполнять молитву тщательно, неторопливо, с наивысшим вниманием.
2) Приучить себя к постоянной – в течение всего дня – молитве.
В отношении к ближним приучить себя:
1) к тщательному сбережению своего мирного состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т. п.;
2) к предпочтению воли ближнего, а не своей;
3) по возможности, к исполнению всех просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних;
4) посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь.
В отношении слова приучить себя:
1) к скудости слов, то есть не говорить ничего лишнего и ненужного, не празднословить;
2) иметь отвращение ко лжи и осуждению других;
3) в основе всех слов иметь любовь к поддержанию в других бодрости духа;
4) к частому произношению слов: «прости», «благодарю», «пожалуйста».
В делах приучить себя:
1) проверять себя перед всяким делом: можно ли получить на него благословение Господне;
2) к неторопливому, тщательному и своевременному выполнению всех дел;
3) не быть ни одной минуты в праздности;
4) приучить себя к возможно более раннему подъему с постели, сразу вставая с нее.
В отношении пищи приучить себя:
1) принимать пищу только в определенное время;
2) есть и пить мерою, без пресыщения;
3) принимать пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий.
В области мышления приучить себя не дозволять мыслей маловерия, неприязни, осуждения.
........................
схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/biser-duhovnyj/4_6