Чем хороши фестивальные встречи? На них собираются участники из всех уголков страны. Например, на II Межрегиональный фестиваль профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Орбита профессионалов» приехали более 130 человек из 23 регионов России. И нужно заметить, что здесь не только происходил обмен образовательными методиками, технологиями, приемами, но и обсуждались многие проблемные вопросы. Мы провели небольшой опрос с целью выяснить, что волнует педагогов, с какими трудностями они сталкиваются здесь и сейчас.
Галина БОЙКО, заместитель начальника отдела дошкольного образования Управления образования Владивостока, Приморский край:
– На мой взгляд, сегодня самая острая проблема – это нехватка педагогических кадров. Именно в сфере дошкольного образования. Например, в нашем регионе мало учебных заведений, которые бы готовили педагогов-«дошкольников». На следующий год Дальневосточный федеральный университет планирует открыть факультет, где будут обучаться будущие управленцы в области дошкольного образования, но это несколько другое образование, чем то, которое давало базовое педагогическое училище. Это был фундамент, платформа, на которой мы существуем, по сути, до сих пор. Сегодня много специалистов, которые приходят в дошкольное образование после переподготовки, и, к сожалению, порой они не знают каких-то базовых вещей, основ, не обладают подготовкой в области психологии. Мы многое делаем в плане повышения квалификации, интенсивного дополнительного обучения, но зачастую это курсы онлайн, которые все равно не могут заменить той объемной практической составляющей, которую включали в себя программы педагогических колледжей.
Екатерина НАЗИМОВА, музыкальный руководитель Бурашевского детского сада, Тверская область:
– Меня тревожит неуважение к профессии со стороны самих педагогов. Например, есть педагоги, которые, приходя на работу, сами не понимают, какие функции собираются выполнять. Присмотр? Уход? То есть все, кроме воспитания. Да, встречаются звезды, которые горят, даже несмотря на то что их окружает. Я имею в виду, что есть детские сады, в которых не только материально-техническая база убитая, но и сами здания дай бог чтобы не развалились. И все-таки педагоги творят, работают и хотят работать! Это, конечно, призвание. Но есть и те, кто просто некомпетентен, не может выстроить отношения ни с коллективом, ни с родителями детей. Педагог должен быть уверен в себе, должен быть убедителен, и люди, с которыми он взаимодействует, должны видеть его компетентность. Если человек растерян и, что страшнее всего, равнодушен, это мгновенно считывается и детьми, и родителями. Мало того, негативная оценка деятельности такого «педагога» отражается затем на отношении родителей, общества ко всем его коллегам. Престижа профессии это, естественно, не прибавляет.
Лидия АРИСТАЕВА, заведующая детским садом «Искра», поселок Яшкуль, Республика Калмыкия:
– Я, наверное, не буду оригинальной, если скажу, что мы испытываем кадровый голод. У нас в регионе существует дефицит кадров, и мы не можем привлечь педагогов в «дошколку», несмотря на многочисленные программы поддержки. Да, молодежь поступает в педагогические вузы и колледжи, но потом мало кто из них идет работать в систему образования. Мне кажется, за время обучения происходит переоценка профессии, ведь, приходя на практику, ребята видят, как это сложно – работать с детьми. К тому же многих отпугивает маленькая зарплата. Поэтому те, кого мы ждем на работу, переучиваются на экономистов, юристов, уходят в торговлю и т. д.
Мария ГАВРИКОВА, учитель-логопед, старший воспитатель школы «Премьер», Воронеж:
– Мне кажется, один из проблемных моментов – это взаимодействие с родителями. Во-первых, оно не всегда складывается, а во-вторых, я бы сказала, иногда заменяется какими-то бездушными формами обратной связи. Цифровизация – это, разумеется, объективная необходимость, но при онлайн-общении все-таки теряется душевность, которая возникает при живом сотрудничестве. Я считаю, что проблема взаимодействия – двухсторонняя. Мы не всегда понимаем, как выстраивать партнерство с тем или иным конкретным родителем, и не получается подстроиться под всех, ведь родители разные, а мамы и папы, в свою очередь, не совсем понимают сути дошкольного образования, то есть не понимают, где компетенция педагога, а где компетенция родителя, где есть точки их пересечения. Основная часть конфликтов происходит из-за этого, а также из-за невмешательства какой-то из сторон: порой родитель уверен, что задача педагога – учить и воспитывать, а его задача – привести ребенка и «сдать».
Сейчас родители обладают некой начитанностью в плане образования, но эта начитанность, на мой взгляд, поверхностная. Когда знания получаешь из чатов, о какой их ценности и глубине может идти речь? С другой стороны, хорошо, что родители стали более ответственно относиться к воспитанию детей. Например, начали интересоваться не только тем, что ребенок поел и попил, но и как он играл, чем занимался, какие у него достижения. Раньше было важно, чтобы ребенок просто побыл в детском саду определенный период времени, а сейчас родителям важны содержательная часть, личностное развитие ребенка.
Как нет одинаковых детей, так нет одинаковых родителей, и в этом своеобразная прелесть, потому что это дает толчок к развитию. Поскольку нет готовых решений, мы, педагоги, в попытках понять, подстроиться изучаем новые вещи, постигаем новые смыслы.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Санкт-Петербург
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».