Михаил Нестеров (1862—1942)
31 (19) мая — день рождения художника Михаила Нестерова (1862—1942). Одного из последовательных противников революции, оставшихся после неё и продолжавших работать на родине, то есть в Советском Союзе. Вот вкратце его отношение к Октябрю 1917 года: «Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачёркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа — осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое… Всё провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых — одна чёрная дыра, и из неё валят смрадные испарения «товарищей» — солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей».
Ну, вы поняли. :) Впрочем, ещё и до революции Нестеров приходил в противоречие с основной массой тогдашних художников и художественных критиков, настроенных в целом довольно прогрессивно. К примеру, критик Владимир Стасов, сторонник передвижничества, говорил о нём: «Я не могу симпатизировать Нестерову. Он вечно рисует скиты, схимников и монашескую жизнь. Всё это фарисейское, мёртвенное и мумиеобразное».
Вот те, кого изображал Нестеров, в том числе и после революции, с кого, по его мнению, следовало «делать жизнь».
М. Нестеров. Митрополит Антоний Храповицкий [будущий предстоятель Русской православной церкви заграницей]
М. Нестеров. Иван Ильин
Иван Петрович Павлов, который и в 1930-е годы не скрывал своего критического отношения к большевикам, тоже годился.
М. Нестеров. И.П. Павлов. 1935
Но всё-таки революция «солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей» :) — великая сила, она и таких своих противников, как Нестеров или Михаил Булгаков, заставляла трудиться на себя. «Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать». (с), И.В. Сталин
Михаил Нестеров. Портрет скульптора В.И. Мухиной. 1940.
Волей-неволей, но Нестерову тоже приходилось изображать что-то новое, внесённое и порождённое ненавистной ему революцией. Он писал о своей модели для последнего портрета: «Я её помучил: так повернул, этак: а ну, поработайте-ка! Чем вы работаете?
— Чем придётся: пальцем, стекой.
Как принялась над глиной орудовать — вся переменилась.
— Э! — думаю. — Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибёт! Такой-то ты мне и нужна. Вот так и буду писать».
Любопытный отрывок из воспоминаний близкого друга Нестерова, писателя и богослова Сергея Дурылина (1886—1954): «Портрет Мухиной — вершина советской портретной галереи Нестерова: в нём старый художник оказался моложе молодых в своём глубоком вчувствовании в творческую волю своего современника, в своей горячей любви к нему. Могучий ритм революционной эпохи есть внутренний ритм этого удивительного портрета. [Пишет богослов и религиозный писатель, обратим внимание :) — А.М.]
И не мудрено, что при своём появлении в мастерской художника и в Третьяковской галерее портрет этот вызвал всеобщий восторг. Вспоминается мне эпизод, случившийся вскоре после появления «Портрета Мухиной» в отделе советской живописи в Третьяковской галерее.
Перед портретом долго стояли два матроса, так долго и неотрывно рассматривали его, что я невольно обратил на них внимание. Один из них подошел ко мне и спросил:
— Кто написал этот портрет?
— Нестеров.
— Он молодой художник?
— Нет, старый, едва ли не старейший из наших художников. Молодые вот там, — я указал на картины других советских художников.
Матрос, не скрывая неудовольствия, отвернулся от меня.
— Ну, это вы ошибаетесь. Старому тут делать нечего. Это наш брат, молодняк. Художник этот, верно, так же хорошо стрелять умеет, как кистью писать.
Отзыв был справедлив. Нестеров не умел стрелять, но умел любить свою страну по-молодому и верить в силу своего народа по-юному».
Нестеров и «солдаты, матросы и всяческие душегубы и грабители» сумели понять друг друга. :)