По Дзену гуляет картинка рекомендации НИИРП по размещению акустических систем в комнате.
Вероятно, это хорошая инструкция, относящаяся к советским условиям, в которые хорошо вписывались стол-книжка, диван-кровать и прочие антресоли для хранения консервированных овощей, т.е. условий ограниченности жилых помещений.
Если у вас есть отдельное помещение для размещения музыкальной системы, то размещение АС должно быть другим, коррелируя с законами акустики.
Расположение АС соответствует "золотому сечению" и называется "расстановкой по Кардасу" (The Cardas Speaker Placement Guide).
Обращаю внимание, что слушатель сидит не впритык к задней стене, потому что именно там стоит диван, а в расчетной точке - это тоже "правильное" подчинение отражений.
Калькулятор расстановки на основе рекомендаций Кардаса сделал Андрей Смирнов, чьё имя для любого, кто сталкивался с вопросами акустической обработки хорошо знакомо.
Акустический калькулятор: Громкоговорители расположены в прямоугольной комнате вдоль короткой стены (через VPN, поскольку домен ua).
Именно такая расстановка АС благодаря "правильному" наложению прямого и отраженного звука позволяет получить "глубину сцены" (не путать с эшелонированием инструментов в сцене и КИЗами) - по сути физическую закономерность, позволяющую "оторвать звук от колонок" и расположить его в нескольких метрах позади линии АС.
Взглянув мельком на любую систему, можно сказать будет ли там сцена или нет. Поэтому когда мне позвонил приятель и спросил поеду ли я с ним слушать одну из известных в России систем, мой ответ был "нет, не интересно". Можно вбухать большие деньги в систему, но в ней не будет главного признака выдающихся систем - той самой глубины сцены. Это простая физика, и как бы не сворачивались уши от мощного баса, она останется хай-фаем. Дорогим, но хай-фаем.
А вот эта система даст интересный "саундстейж":
Обратите внимание на то, что АС расположены ближе к стенам, чем рекомендовано калькулятором. По этому поводу у Смирнова есть оговорка - "акустическая отделка боковых стен позволяет увеличить расстояние между громкоговорителями". Т.е. частичное поглощение на боковых площадках первых отражений позволило поставить АС ближе к стенам.