Найти тему
МК в Бурятии

Валентин Мокрий: «Хочу разрисовать Улан-Удэ и всю республику»

Валентин Мокрий из творческого объединения «Точка» на сегодня является одним из немногочисленных представителей «уличной культуры» в Улан-Удэ, увлекающихся граффити, диджеингом, хип-хопом, брейк-дансом, скейтбордом и прочими его направлениями.

Валентин Мок­рий согласился ответить на несколько вопросов «МК в Бурятии», и вот что мы узнали.

– Валентин, что такое андеграунд и стрит-арт?

– Андеграунд и стрит-арт нельзя писать через запятую, это совершенно два разных подхода. Андеграунд находится за рамками массовой культуры, за рамками мейнстрима. Это культура, в которой всё совершается ради творчества и собственного развития, где наблюдается соревновательное общение между представителями андеграунда и где обычные зрители не приветствуются. В нём не преследуется цель стать известным, популярным или заработать на этом деньги. Это совершенно разные подходы, разное отношение к творчеству и к жизни в целом. В стрит-арте же идёт уже общение художника со зрителем, закладываются какие-то смыслы в работу, которые хотят донести обществу.

    Фото: из личного архива Валентина Мокрий.
Фото: из личного архива Валентина Мокрий.

Фото: из личного архива Валентина Мокрий.

Андеграунда в Бурятии как такового, в глобальном понятии, на данный момент не существует. Конечно, есть у нас ребята, которые занимаются экстремальными видами спорта, но большая часть дисциплин стала либо официальными, либо олимпийскими видами спорта. Рэп тоже весь поменялся, там уже речь идёт о славе и популярности, брейк-данс почти умер в Бурятии, хотя и стал олимпийским видом спорта. В наши дни большая часть андеграунда пережила себя и вышла на другой уровень, другую стадию развития.

– Кто с вами работает, обязательно ли нужно уметь рисовать и как вы обучаете ребят?

– На данный момент в республике рисуют граффити всего 4 человека, и это наша команда, больше таких людей, которые рисуют баллончиками, в Улан-Удэ нет. Есть художники, которые пробуют данную технику нанесения рисунка, но они не в культуре граффити и потому делают совершенно иные вещи.

Умение рисовать нужно, мы сами постоянно учимся этому мастерству. Я, например, каждую свою работу выполняю, чтобы повысить навыки, и рисую в любое свободное время на бумаге, планшете, на стенах. Это безостановочный процесс, и я буду учиться до последнего своего дня. У нас очень пассивная молодёжь, даже с условием того, что у неё всё в доступности, много материалов в учебниках, интернете и мы как профессио­налы готовы обучать, но сама молодёжь не проявляет какой-то инициативы развиваться творчески. Пробуют, и если с первого раза красиво не получается (а это как раз и не получается), на этом всё и заканчивается. У нас в Улан-Удэ есть группа в Телеграме, в ней около 40 человек, из них плодотворно постоянно рисуют несколько человек. Мало заинтересованности в собственном развитии, наблюдается угасание самой культуры. Это можно заметить в экстремальных видах спорта и в других направлениях. Город маленький, вроде бы знаешь всех, но все держатся обособленно, кто-то рисует свою историю у себя в мастерской или записывает треки у себя в студии, мало общения, коллабораций.

– Общаетесь ли с другими сообщест­вами в других городах, за рубежом?

– Как представителю хип-хоп культуры мне очень легко найти единомышленников в новом для себя городе, новом регионе, в другой стране. По России часто ездим на разнообразные фестивали, где встречаемся с единомышленниками из других городов, знакомимся, они приезжают к нам, мы приезжаем к ним в гости на неофициальные и официальные мероприятия. Уезжая в новый город, я уже примерно знаю, с кем буду рисовать, с кем буду ходить гулять, кто мне покажет местную культуру, местный колорит. Общение внутри культуры хип-хопа очень хорошо налажено и не представляет никакой сложности. Есть много знакомых за рубежом, мы, может, даже не виделись с этими ребятами, но спокойно находим общий язык, потому что занимаемся одним делом. И какая-то звёздность не наблюдается даже у самых топовых, крутых художников, которые получают баснословные гонорары за своё творчество. У меня много знакомых в России и за рубежом, кто именно рисует настоящее граффити, демонстрирует старую школу: шрифты, персонажи и делает свой уникальный и неповторимый «стафф».

– Как насчёт сотрудничества с влас­тями города?

– С администрацией города, правительством республики уже давно налажен диалог, который, надеюсь, выльется во что-то полезное для всего гражданского общества. Творческие проекты часто упираются в согласование с комитетами города и в финансовые вопросы. Хотелось бы, чтобы взаимодействие между властями, бизнесом и художниками было более плотным, чтобы власти давали художникам возможность свободно реализовываться в городском пространстве, а бизнес поддерживал финансово. Мы трансформируем серые поверхности города в современное произведение искусства. Творим для наших граждан, соседей, с которыми рядом живём, для детей, подростков, чтобы они смотрели на что-то интересное, яркое, красочное, а не на испорченные стены, на которых присутствует реклама наркотических средств, обсценная лексика.

– Чем интересен андеграунд в Бурятии, наблюдается ли здесь смешение культур?

– Есть единичные представители андеграунда в Бурятии, оставшиеся со старой школы, которые записывают треки для себя, тренируются, не выступая на соревнованиях, фестивалях. Творческие проекты не реализуются в городе, мы их не видим и не слышим. В Бурятии чувствуется не смешение культур, а национальная составляющая, что и в нашем творчестве прослеживается, и в других направлениях, но всё равно это никак не связано с андеграундом и хип-хопом.

– Как насчёт материалов в вашем творчестве?

– Как и всё, они тоже дорожают, некоторые качественные бренды ушли с рынка. Частично переходим на российскую крас­ку, которая на самом деле из китайского сырья.

– Что сегодня модно в стрит-арте в Бурятии и в мире?

– Стрит-арта в Бурятии не существует. Да, мы делаем стрит-арт, но чаще всего это коммерческая работа без учёта нашей творческой инициативы. Это нельзя наз­вать творчеством, потому что получается просто заказной рисунок. А новинок в мире очень много.

– Что хочется изменить во внешнем облике Улан-Удэ в плане украшения улиц, зданий?

– Чтобы в Улан-Удэ появлялось всё больше и больше красивых фасадов, где бы прослеживался национальный колорит и присутствовало творчество самого художника. Было бы замечательно, если Улан-Удэ станет свободным местом для творчества, появятся «легальные» стенки, где мы могли бы рисовать, что хотим, конечно, в рамках приличного и нравственного. Но чтобы это было спокойно и ты пришёл в любое время дня и ночи и рисовал в своё удовольствие. Много опорных стен, заборов, гаражей у нас в городе, которые можно оформить, разукрасить, много чего можно изменить в Улан-Удэ. Во власть должны приходить продвинутые, современные люди с широким мировоззрением. Да, у нас меняются общественные, дворовые территории, но зачастую это происходит в видении «а-ля совдеп».

– Можно ли приобрести ваши работы в виде индивидуального творчества в картинках, холсте?

– Да, можно написать в наши мессенджеры и заказать у нас рисунок на любой поверхности.

– Ваши планы, задумки?

– Хочу разрисовать весь Улан-Удэ и всю республику. В скором будущем планируется проект с Зорикто Доржиевым, с Даши Намдаковым в арт-парк «Тужи» в Забайкальском крае. Как художнику, хотелось бы ездить по миру, рассказывать о Бурятии, приглашать всех к нам и рисовать.

– А достижения?

– 4 года подряд мы становимся финалистами фестиваля уличной культуры «Кардо» в западной части России. С моим напарником входим в топ-10 каждый год. Мы ездим, представляем нашу республику в разных городах на мероприятиях и фестивалях от Бурятии. В прошлом году оформляли домик на арт-кластере «Таврида» в Крыму от нашей республики. Дос­тижений на самом деле много, хотелось бы, чтобы их ценили. Нас поддерживают граждане, но ждём поддержки от бизнесменов, администрации города, правительства республики.

– Что желаете добавить к сказанному?

– Призываю молодёжь, которая рисует и занимается творчеством – не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйтесь и объединяйтесь для интересных творческих проектов. Граффити, как и любое увлечение, это постоянное совершенствование, работа над собой, над ошибками, изучение нового, тренировки. Если ты начинаешь рисовать граффити или заниматься теггингом, нужно скетчить – дома, на работе, в школе. На бумажках, планшете, на «заброшках» тренируйся. Не надо выходить сразу и трогать чис­тые остановки, стены, фасады и памятники. У нас много серых заброшенных мест, где можно отточить навыки, повысить свой уровень и уже с готовым качественным рисунком выходить спокойно в городскую среду. Это намёк одному из сообществ нашего города, которое называет себя бурятским андеграундом. Как по мне, они просто гадят по городу и потом дают интервью, что продвигают творчество, при этом совершенно не работая над качеством рисунка.