Найти тему
НЕЙРОСФЕРА

Обзор мирового рынка робототехники. Основные лидеры.

Оглавление

Почему везде вокруг нас одни роботы?

Мировой рынок робототехники демонстрирует стремительный рост, что обусловлено несколькими ключевыми факторами. Прежде всего, автоматизация процессов позволяет значительно снизить издержки производства и повысить его эффективность. Например, немецкий производитель роботов KUKA входит в пятёрку лучших производителей роботов в мире и занимает лидирующие позиции на российском рынке. Компания активно работает в области Индустрии 4.0 и цифровизации экономики, что делает её экспертом в вопросах автоматизации производства.

Статистика показывает, что количество промышленных роботов, устанавливаемых на предприятиях по всему миру, сегодня превышает 400 тысяч. Этот рост наблюдается несмотря на экономические кризисы, такие как кризисы 2009 и 2012 годов, когда спрос на роботов временно снизился, но затем резко возрос, превзойдя докризисные уровни. Примеры восстановления экономик Китая, Южной Кореи и Японии после вирусов и аварии на «Фукусиме» демонстрируют, что компании, инвестировавшие в цифровизацию и автоматизацию, смогли быстро восстановиться и обойти конкурентов.

Наши бесплатные уроки

История развития рынка робототехники

В 1954 году американский инженер запатентовал метод управления погрузочно-разгрузочным манипулятором с помощью сменных перфокарт. Этот патент положил начало развитию промышленной робототехники. В 1956 году была создана первая в мире промышленная компания по производству роботов — Unimation, что ознаменовало рождение производственных роботов.

На сегодняшний день рынок робототехники можно разделить на несколько категорий:

  • Разработка промышленных роботов
  • Разработка коллаборативных роботов
  • Сервисная робототехника
  • Инфраструктура: инжиниринг, программное обеспечение и так далее

Международная федерация робототехники (IFR) предоставляет актуальные данные о рынке, охватывая более 2000 компаний из 25 стран. По данным IFR, общий объём рынка робототехники составляет более $50 млрд. При этом в статистике не полностью учтены данные из Китая, который является крупнейшим потребителем роботов.

Оценки Всемирного экономического форума

По оценкам Всемирного экономического форума, в 2018 году порядка 29% всех рабочих часов приходилось на роботов, а к 2025 году эта доля превысит половину. Роботы уже сейчас выполняют, например, 47% всех задач, связанных с обработкой информации, и 31% работ, связанных с физическим трудом. Темпы роботизации производств за последние пять лет (с 2014 по 2018 годы) составляют в среднем в мире почти 20% в год, согласно данным Международной федерации робототехники (IFR). По итогам 2018 года в мире стало на 422 000 роботов больше, причём почти три четверти этого оснащения приходится на пять стран — Китай, Японию, Южную Корею, США и Германию.

Роботы выполняют задачи быстрее человека и обходятся намного дешевле. Например, в автомобильной промышленности Германии стоимость одного рабочего часа человека составляет 40 евро, в Китае — около 10 евро, а стоимость рабочего часа робота — от 5 до 8 евро. При этом средняя стоимость самого промышленного робота за пять лет до 2017 года сократилась на 17% (с $53 000 до $44 000).

В среднем по итогам 2018 года в мире на каждые 10 000 работников промышленности приходилось 99 роботов, против 85 годом ранее. Наиболее роботизированы производства в Европе (в среднем 114 роботов на 10 000 промышленных работников), хотя в топ-5 стран по плотности роботизации входят три азиатских государства. В Сингапуре и Корее, например, этот показатель самый высокий в мире — 831 и 774 робота соответственно на каждые 10 000 работников. У занимающей третью строчку Германии плотность роботизации промышленности более чем вдвое ниже (338 на каждые 10 000 работников). Под роботами в соответствии с международным стандартом понимается рабочий механизм, автоматически управляемый, многофункциональный, перепрограммируемый (предполагающий изменение функций и направлений движения) и способный как быть зафиксированным, так и передвигаться в пределах определенной среды для выполнения поставленных задач. Например, посудомоечная машина — не робот, но если она сможет самостоятельно загружать и выгружать посуду, то будет считаться роботом.

Примерно две трети всех выпускаемых в мире роботов предназначены для двух отраслей промышленности — автопрома и производства электроники. Страны Азии формируют основной спрос на роботов в сфере потребительской электроники. Автоматизация автопрома растет во многом благодаря программе Евросоюза по сокращению выбросов углекислого газа к 2030 году: европейские производители переоснащают производства для постепенного перехода к электрическому транспорту, отмечает в обзоре Лаборатория робототехники Сбербанка.

Одна из особенностей роботизации автопрома — коллаборация работника и робота (cobot), когда они совместно работают над задачей. Например, на заводе Ford в Германии роботы вместе с людьми занимаются установкой амортизаторов в автомобили Ford Fiesta. Доля таких «коботов» пока ещё крайне мала, отмечает IFR, которая только в 2019 году начала учитывать их отдельно: по итогам прошлого года из всех установленных роботов на долю «коллаборационных» пришлось чуть более 3%.

Россия — в числе стран с низким уровнем роботизации производств: в 2018 году на каждые 10 000 работников приходилось 5 роботов, годом ранее — 4. В прошлом году в России было введено чуть более 1 000 роботов, почти 40% из них — в автомобильной промышленности.

Сравнение рынков

Лидерами по количеству устанавливаемых промышленных роботов являются Китай, Япония, США и Южная Корея. В Европе высокие темпы роботизации наблюдаются в Германии, тогда как в Польше и Чехии показатели значительно ниже. В России, хотя и наблюдается активный рост, уровень роботизации пока отстаёт от ведущих стран: в 2016 году в России было установлено всего 358 роботов, а в 2020 году это число превысило 1410. Однако ежегодный прирост составляет около 20%, что свидетельствует о большом потенциале развития.

Основные причины повышения спроса

  1. Замена ручного труда роботами для сокращения издержек.
  2. Выполнение значительного количества простых операций людьми.
  3. Демографический спад и нежелание молодёжи работать на монотонных работах.
  4. Программы диджитализации с мерами государственной поддержки.
  5. Требования к локализации, заставляющие иностранные компании строить заводы.
  6. Импорт современных роботизированных линий.
  7. Увеличение числа инженеров в области промышленной автоматизации.
  8. Рост уровня образования инженеров из других областей.
  9. Закрытие границ для трудовых мигрантов.

Для достижения уровня стран, таких как Турция, России необходимо установить около 200-300 тысяч роботов, что позволит повысить производительность и конкурировать на мировом рынке.

Промышленные роботы: автомобилестроение и электроника

Промышленные роботы выполняют множество функций быстрее и точнее человека. Они получили широкое распространение в Японии, когда компания Kawasaki в 1969 году купила патент у американской Unimation. В 1980-х годах Япония стала мировым лидером по производству промышленных роботов. На сегодняшний день почти половина всех промышленных роботов производится в Японии, а также значительные объемы производят Китай, Германия и Южная Корея. В России производство промышленных роботов также растет.

Основными потребителями промышленных роботов являются автомобилестроение и электроника. В 2020 году сектор электроники стал лидером, обогнав автомобильную промышленность, что обусловлено падением производства автомобилей на 16% и ростом спроса на электронику.

Коллаборативные роботы: сотрудничество с человеком

Коллаборативные роботы, или коботы, оснащены сенсорами и датчиками, позволяющими безопасно взаимодействовать с человеком. Их основные преимущества включают универсальность, многозадачность, низкую цену, быструю окупаемость, легкость установки и настройки, безопасность, компактность и энергоэффективность.

Хотя сотрудничество человека и робота находится на начальном этапе, коботы имеют большой потенциал. Они могут выполнять задачи в тесном взаимодействии с людьми, что открывает новые возможности для автоматизации, особенно на малых предприятиях.

Безопасность водителей и носимые устройства

Безопасность водителей становится важной проблемой в логистической отрасли. По мнению Пола Биверса, главного технического директора PCS Software, носимые устройства, такие как Fitbit и Apple Watch, будут играть значительную роль в этом аспекте. В 2021 году компания Koch Trucking внедрила приложение и платформу Rolling Strong для своих 850 водителей и административного персонала, что позволяет улучшить здоровье и физическую форму сотрудников.

Примеры из России и СНГ

В России наблюдается активный рост промышленных роботов. В Приволжском федеральном округе, Центральном и Северо-Западном округах наблюдается самый высокий уровень роботизации. Промышленные роботы используются в различных отраслях, включая производство продуктов питания, фармацевтику, авиалинии и мебельное производство.

Преимущества роботизации

В Европе основная причина роботизации — высокая конкуренция. Автоматизация процессов позволяет производить товары быстрее, дешевле и качественнее, что повышает конкурентоспособность компаний. Кроме того, устойчивость и гибкость производства становятся важными факторами, особенно в условиях пандемии и закрытия границ для трудовых мигрантов.

Прогноз развития рынка

Прогнозы показывают, что количество продаж роботизированных систем будет увеличиваться на 13% в 2021 году за счет отложенных инвестиций и восстановления цепочек поставок. Государственные программы стимулирования, высокий спрос на чипы и компоненты, а также переход на полностью цифровое производство будут способствовать росту рынка.

Основные технологии, которые будут стимулировать рост:

  • Облачные вычисления, сети 5G, новое машинное зрение и искусственный интеллект
  • Распространение ESG и внедрение роботов на многих этапах производств
  • Переход на роботизированное производство, которое помогает снижать долю брака
  • Переход на электромобили

Робототехника и прогнозная аналитика: суть технологий и их применение

Прогнозная аналитика и робототехника играют ключевые роли в современном производстве и логистике. В аналитическом отчете компании MHI «От эволюции к революции» описаны сценарии использования прогнозной аналитики в логистике. Эта технология, несмотря на свои исторические корни, продолжает развиваться благодаря улучшенному доступу к информации и мощным вычислительным возможностям.

Согласно исследованию MHI и Deloitte, 31% специалистов по цепочкам поставок уже используют прогнозную аналитику, а 48% планируют её внедрение в ближайшие пять лет. Точные прогнозы сроков поставки становятся стандартом, что позволяет улучшить управление цепочками поставок и повысить удовлетворенность клиентов.

Прогнозная аналитика обеспечивает видимость цепочки поставок в реальном времени, что важно для принятия решений в условиях неопределенности. Облачные технологии и машинное обучение способствуют повышению точности прогнозов. Однако прогнозная аналитика лучше работает в стабильных условиях и сталкивается с трудностями при непредвиденных обстоятельствах, таких как погодные условия или геополитические конфликты.

Таким образом, прогнозная аналитика и робототехника продолжают играть ключевые роли в развитии современной логистики и производства, открывая новые возможности и улучшая эффективность бизнес-процессов во всём мире.

Переходите на наш сайт macim. ru уже сегодня, чтобы не упустить уникальные предложения, эксклюзивный контент и возможности увеличения заработка.

Присоединяйтесь к нашему вебинару. Будущее уже здесь, и нейросети помогут вам оказаться на шаг впереди, обогнать ваших конкурентов и коллег, увеличить свой заработок и свое благосостояние, и смотреть в будущее более уверенно!

И не забывайте подписываться на наши соц.сети
YouTube: https://www.youtube.com/@MACIM-AI
Телеграм: https://t.me/MACIM_AI
Чат-бот: https://t.me/ChatGPT_Mindjorney_macim_bot
Вконтакте: https://vk.ru/macim_ai

#нейросети