Солнечный апрель – и снова конкурс в Тюменской области! Конкурс, который ждут в нашем регионе как главное событие года, как праздник. Праздник разума и муз, профессионализма и творчества! В 2024 году конкурс «Педагог года Тюменской области» стартовал в школе №92 города Тюмени – одном из самых современных образовательных учреждений области. Уже в 10 номинациях и с рекордным количеством участников – 172 человека! Знаете, приветствуя всех – знакомых и пока нет, молодых и опытных, улыбающихся, эмоциональных и сосредоточенных, – я все думала: чем же так притягателен наш конкурс, в чем секрет его поразительной жизнеспособности и особой, почти магической силы? А секрет точно есть, раз в его орбите самые творческие и позитивные, неравнодушные к проблемам образования и ищущие! Самые-самые. Поделюсь тем, что поняла я, над чем думала, в чем убедилась в эти радостные апрельские дни, оказавшись снова в космической конкурсной вселенной.
Конкурс профессионального мастерства – это не только испытания и уж точно не соперничество! Это содружество ярких и самобытных личностей, влюбленных в свое дело, это сотворчество профессионалов. А еще педагогическое братство людей, окрыленных любовью к детям (помните название замечательной книги Ирины Георгиевны Димовой об истории конкурса и его героях?)! И конечно, конкурс дарит ни с чем не сравнимую радость встречи с друзьями и коллегами, собирая на одной региональной творческой площадке большое педагогическое сообщество, всех тех, кто прокладывает новые пути в образовании, смело и дерзко открывает неизведанные – почти космические! – дали и щедро делится с коллегами своими идеями и находками, методиками и технологиями. Нет, не ради личной победы, а ради дела, которое выбрал и которому честно служит. Во имя его величества ребенка! И потому так символичен был подарок конкурсантам, ветеранам педагогического движения, победителям прошлым лет на церемонии открытия областного конкурса – им стал свежий номер любимой «Учительской газеты», главного профессионального издания педагогов региона и России!
Да, «УГ» продолжает свою славную историю в современном PDF-формате благодаря подвижническому труду главного редактора сетевого издания Никиты Викторовича Чудина и Ирины Георгиевны Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», которую уже давно и заслуженно называют золотым пером и душой конкурса. Однако тюменские педагоги держали в руках привычный и дорогой сердцу бумажный экземпляр! Чудо? Да, но рукотворное! Это с легкой руки Ольги Владимировны Ройтблат, народного учителя, руководителя Центра общественно значимых проектов ТОГИРРО и более 20 лет генератора конкурсного движения в регионе, «Учительскую газету» получили педагоги области. Еще и допечатывать пришлось!.. А в ней удивительно теплая, освещенная памятью сердца статья Ирины Георгиевны к Дню космонавтики и 90‑летию со дня рождения легендарного Юрия Гагарина, с которым встретилась (по воле судьбы и папочки!) девочка Ира, а также статьи лучших педагогов страны по актуальным вопросам национального образования.
Так, преодолевая расстояния и каноны, «Учительская», как всегда, вдохновляет и окрыляет, зовет к новым, космическим высотам в профессии! А гагаринское знаменитое «Поехали!» из уст Ирины Георгиевны, председателя конкурсной номинации «Учитель года», стало неформальным слоганом нашего конкурса и зарядило всех поистине космической энергией.
Что интересного и нового, порой даже – без преувеличения! – прорывного увидела я как член жюри в номинациях «Учитель года», «Педагогический дебют/учитель», посещая разные конкурсные испытания (а какие-то просматривая в видеозаписи, которую делали технические специалисты ТОГИРРО) и даже успевая «заглянуть» в другие номинации («Классный руководитель года», «Навигатор детства»)? Конечно, конкурс, как через увеличительное стекло, высвечивает актуальные векторы развития регионального образования. Например, учитель истории и обществознания Татьяна Станиславовна Смурова из тобольской школы №15 на своем уроке разговаривала с девятиклассниками об экономике впечатлений, об эре фальшивых новостей, о так называемом мышином рейтинге лжи и расхожих стереотипах в интернет-пространстве, а соответственно, и в массовом сознании. А еще она учила школьников анализировать дипфейки и доказывать (при всей их зрелищности и привлекательности!) несоответствие фактам и даже порой здравому смыслу! Актуальное умение? Да. Вызов для учителя? Несомненно.
Каким сегодня должно быть наше образование, какие компетенции и образ учителя в целом востребованы обществом и родителями? Свои ответы дает молодежь – участники конкурсной номинации «Педагогический дебют/учитель», у которых свежий, незашоренный взгляд на то, в чем нуждаются сегодня школа и, конечно, наши дети. В опыте конструирования и решения проектных задач жизненного содержания и критическом мышлении – считает Людмила Глухих, учитель начальных классов из Ишимского района. В моделировании мультимодального обучения, которое задействует все каналы восприятия информации и активизирует познавательную деятельность школьников, – убеждена Кристина Сикорская, другой талантливый учитель начальных классов из тюменской школы №5 (2‑е место на конкурсе). В практической реализации метапредметного подхода в обучении – таков ответ учителя биологии Боровской СОШ Тюменского района Динары Нурахметовой (3‑е место).
Как удивить современного ребенка, живущего в цифровую эпоху, в век гаджетов? Используя образно-эмоциональные средства обучения, развивая чувственную сферу личности и обогащая ценностно-смысловой мир ребенка, который сам, проводя исследование – пусть небольшое, но собственное! – открывает живую и такую интересную историю. В этом убедила членов жюри на своем уроке победитель в номинации «Педагогический дебют» Дарья Тенюнина, талантливый молодой учитель истории, серьезно увлекающаяся археологией и вовлекающая своих воспитанников в проектную и исследовательскую деятельность (она, кстати, из той самой 25‑й тюменской школы, в которой работает лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023 филолог Наталья Михайловна Прокопенко, всячески поддерживающая свою молодую коллегу). «От живой эмоции – к живой истории и к науке в будущем!» – по такому маршруту идет Дарья Тенюнина с ребятами на их общем пути познания и личностных открытий!
Чем можно вызвать сегодня живой интерес к самому процессу открытия нового? Об этом размышляла учитель биологии и географии школы №65 Тюмени Алена Владимировна Логиновских, ставшая по результатам конкурса победителем в номинации «Учитель года». Изучать природу! И учиться у нее! Не случайно многие великие изобретения человечества сделаны именно благодаря знанию законов и секретов природы. Об этом был мастер-класс Алены Владимировны, а на уроке биологии в 8‑м классе по теме «Палеонтология – наука о древних обитателях Земли» ребята узнали много нового о родном крае, в частности тот факт, что когда-то на территории Тюменской области было море! Окунувшись в далекое прошлое, школьники ознакомились с горными породами, в образцах которых содержались остатки древних животных и их следы, ответили на вопрос сотрудников нефтяного месторождения Уватского района «Как ископаемые остатки помогают при добыче нефти?». Вот они, знания для жизни! Знания, которые воспитывают чувство любви к Родине и гордости за родной край, а возможно, предопределят чей-то выбор профессии в будущем…
Такое же ценностное мышление, неформальную «работу понимания» (В.П.Зинченко) увидела я и у молодого учителя начальных классов Екатерины Мокиной, которая работает, пусть и всего год, в прославленной тюменской гимназии №16 (напомню, ее учителя – я, филолог Елена Володина, и физик Дмитрий Коляденко – в 2008 и 2012 годах стали обладателями Малого хрустального пеликана, а потом учитель физики Екатерина Костылева привезла в Сибирь первого Большого хрустального пеликана, покорив в 2021 году космическую высоту и завоевав право проведения Всероссийского конкурса на Тюменской земле). Продолжая славные конкурсные традиции гимназии, которую возглавляет заслуженный учитель Наталья Александровна Филиппи, в прошлом сама успешный участник регионального конкурса, Екатерина Мокина, посоветовала учителям и родителям со своими детьми в выходной день пройтись по крапивинским местам Тюмени, захватив даже… ночь – Библионочь согласно культурному календарю страны!
Интересно, что у Екатерины, несмотря на юный возраст, оказывается, немало впечатляющих достижений и побед: она золотой призер регионального этапа чемпионата молодых профессионалов WorldSkills Russia-2017 в компетенции «Преподавание в начальных классах», серебряный медалист 18‑х Молодежных Дельфийских игр России (2019) и золотой медалист 19‑х (2020) в номинации «Искусство воспитания». А потом, став победителем Всероссийского конкурса на право получения стипендии Президента Российской Федерации на обучение за рубежом (в г. Люцерн, Швейцария), она освоила программу магистратуры «Международное управление бизнесом» в Школе бизнеса, поработала в этой школе со студентами и… вернулась в родной город. Помните слова Юрия Гагарина: «Так уж устроен человек: чего бы он ни достиг сегодня, завтра ему уже будет мало. И он обязательно пойдет дальше, за своей мечтой». Знаю, что Екатерина с детства мечтала быть учителем, и она пришла в школу, а потом и на конкурс со своей идеей, выношенной, личностно значимой и апробируемой моделью формирования у младших школьников ценностного отношения к малой родине посредством краеведения. Да, пожалуй, прав был Сергей Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии…» И пусть Екатерина, как и многие, не заняла призового места, но разве это главное? Нет, когда мечты сбываются!..
Участники конкурса – педагоги разные, у всех такие непохожие друг на друга судьбы, каждая из которых связана с миром детства, поиском себя в профессии (а не наоборот!) и служением на ниве просвещения!.. Знаете, Алена Владимировна Логиновских победила в конкурсе совсем не с первого раза. Еще в 2016 году она принимала участие в профессиональном конкурсе в Курганской области, в 2018 году заняла 2‑е место в тюменском муниципальном конкурсе, но на региональном этапе в пятерку суперфиналистов не прошла. И надо было пережить неуспех (относительный, конечно!), много учиться и работать, в том числе не только в родной школе, но и в образовательном пространстве города (пять лет она возглавляла Совет молодых педагогов Тюмени при Тюменской городской организации профсоюза), чтобы в 2024 году стать первой!
«Конкурс – это лучшая система повышения квалификации», – говорит мудрая Ольга Владимировна Ройтблат. А еще это прекрасный трамплин для профессионального развития педагога и площадка для его творческой самореализации, порой даже другой. Так, например, филолог Анастасия Курнакова (она из школы №70 Тюмени, кузницы победителей и лауреатов разных лет во главе с легендарной Лидией Николаевной Русаковой, первым победителем регионального конкурса в далеком 1992 году) в 2020‑м победила в областном конкурсе в номинации «Педагогический дебют/учитель», а в этом году и в состязании классных руководителей! На своем воспитательном событии она вдохновила ребят на творчество, результатом которого стала сочиненная ими песня в подарок юбиляру – Пушкину! Действительно, «талант – единственная новость, которая всегда нова», как точно сказал Борис Пастернак.
Яркий и глубокий филолог из Казанской школы Казанского района Елизавета Первухина (суперфиналист областного конкурса 2020 года в номинации «Педагогический дебют» и обладатель 3‑го места в этом году уже в номинации «Учитель») показала за 35 минут урока, как можно неформально, тонко и при этом вполне технологично готовить одиннадцатиклассников к ЕГЭ по русскому языку (задание 27), решая при этом важнейшие воспитательные задачи. Работая с текстом Василия Белова из очерка «Раздумья на Родине», двигаясь по герменевтическому кругу и осмысляя внутренне полемичную авторскую позицию, учитель побудила одиннадцатиклассников поразмышлять «о времени и о себе», раздвигая смысловые горизонты: деревня – малая родина – память – бездна беспамятства и предательство – личностное самоопределение… «Не все то золото, хоть и сверкает, и даже звенит…» – эти строки Булата Окуджавы прозвучали во время ее «Разговора с учащимися»: ребята обсуждали проблему денег, значимости материальных ценностей в современном мире, размышляя над смыслом высказываний успешных людей нашего времени и определяя для себя три важнейшие ценности. Что нельзя купить за деньги? «Доброе имя, талант и любовь», по формуле Булата Окуджавы, а еще, как сказали одиннадцатиклассники, счастье и веру…
Другой опытный филолог-ас – Оксана Геннадьевна Кавка (школа №3 Ялуторовска) – на своем уроке по синтаксису в 8‑м классе вызвала у детей живой исследовательский интерес к языку и его истории. Выполняя с ребятами задания из открытого банка ФИПИ, анализируя текст популярной у молодежи песни, ребята убедились: «Весь мир – на ладони синтаксиса!» Учитель начальных классов школы №56 Тюмени Теона Юрьевна Имедашвили (2‑е место на конкурсе) продемонстрировала поистине гуманистический, личностно ориентированный подход к ребенку, причем к каждому! Не случайно на вопрос председателя жюри номинации Ирины Георгиевны о своем кумире в педагогике она ответила: «Шалва Александрович Амонашвили»! Вот они, классические традиции педагогики сегодня! Обогащенные новыми технологиями и наполненные сердцем учителя, его сакральными ценностями и смыслами, эти традиции в третьем десятилетии нашего века живут и вдохновляют на творчество, задавая воспитательные ориентиры современного образования, в том числе и цифрового.
Да, конкурс профессионального мастерства – это, с одной стороны, территория открытия новых смыслов, а с другой – переосмысление и торжество вечных ценностей педагогики. Это так важно – сверить часы, особенно для молодежи (а в номинации «Педагогический дебют» она по традиции дерзкая, умная и «самостная»)! И выбрать пятерку, а потом тройку лучших каждый раз непросто. Не прошли в суперфинал, например, Наталья Сенникова, очень глубокий, несмотря на юный возраст, филолог из школы №4 Ялуторовска, которая провела замечательный урок-откровение в 8‑м классе по рассказу Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Кстати, конкурсантка сама из Красноярского края, откуда родом великий писатель, 100‑летие со дня рождения которого мы отметим 1 мая! Замечательный историк из школы №63 Тюмени Кристина Миль провела свой урок в форме заседания саммита ООН: на нем ребята – представители разных стран обсуждали и предлагали свои решения общих глобальных проблем человечества. А еще ученики 92‑й школы узнали от молодого учителя, что могут продолжать развиваться в этом направлении, участвуя в социокультурных практиках и получая бесценный опыт: на базе ТюмГУ действует Тюменская модель ООН! Образование не заканчивается на уроках, продолжение следует…
Немного грустно, но конкурс «Педагог года Тюменской области» уже стал историей. И вошел в историю! И совсем не только благодаря рекордному числу участников, но и тому знаменательному событию, которое произошло на церемонии объявления суперфиналистов – от имени Всероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года» президент Ирина Георгиевна Димова вручила дипломы в номинации «Признание». Их получили сразу три педагога из разных территорий области: учитель химии и биологии Прииртышской школы Тобольского района Юлия Октябрисовна Барсукова, учитель английского языка Аромашевской школы имени Героя Советского Союза В.Д.Кармацкого Анна Андреевна Степанюк и опытный филолог из Тоболовской школы Ишимского района Ольга Николаевна Филина! Красной линией на конкурсе 2024 года прошла тема педагогических династий (и это тоже региональная традиция!): она стала главной не только на церемонии торжественного открытия, но и на конкурсных испытаниях. Замечательным примером как профессионального, так и семейного союза стал творческий тандем двух удивительных педагогов Аромашевского района, работающих в одной школе: мамы – учителя русского языка и литературы Светланы Анатольевны Вдович – и ее дочери Анны, которую она поддерживала в течение всего конкурсного марафона.
Да, профессиональный конкурс по-семейному сближает и, конечно, являясь живым, развивается, появляются новые форматы и испытания: к примеру, суперфиналисты сразу четырех номинаций («Учитель», «Педагогический дебют/учитель», «Классный руководитель» и «Директор») участвовали в «Конструктивном разговоре» по актуальным проблемам регионального и национального образования. Каждому участнику было предоставлено право ответить на вопросы ведущих, экспертов и родителей. Например, Екатерина Костылева спросила коллег-конкурсантов о том, какую систему оценивания они ввели бы в школе. А Ирина Димова попросила конкурсантов назвать свою любимую книгу, педагогическую или художественную. Так все присутствовавшие узнали, что в круг любимых творений наших лучших педагогов входят и «Здравствуйте, дети!» Ш.А.Амонашвили, и «Педагогическая поэма» А.С.Макаренко, и журнал «Директор школы» и т. д.
А еще этот конкурсный марафон запомнится… тревогой за те территории региона, где в конкурсные дни (и ночи, увы) велась борьба с паводком, с разбушевавшейся водной стихией. Знаю, как переживали педагоги из Ишимского, Казанского, Абатского районов, поддерживала, как и все, чем могла, ведь мысли педагогов из этих уголков большого региона были порой далеко – там, дома, с родными… И как-то по-особенному, дружно и объединяюще, щемяще-трогательно и очень личностно звучал гимн России на церемонии закрытия конкурса. Сильной России, у которой такие педагоги! Душевная атмосфера, сердечная теплота друзей наполняли каждого в эту конкурсную неделю добром и верой в лучшее, вдохновляли и дарили заряд жизненного оптимизма. Вот это на конкурсе, на мой взгляд, главное.
Елена ВОЛОДИНА, победитель конкурса «Учитель года России»-2008, кандидат филологических наук
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».