Сезона два-три во вторую, самую теплую смену лета, в лагере отдыхал отряд чехословацких пионеров человек 30-40, и селили их в лучший, по тем временам, четвертый корпус. Их сопровождали две молодые женщины, хорошо говорящие на русском языке. Конечно, каждый год приезжали разные детки и руководительницы. У себя на родине они участвовали в конкурсе, и дети, и вожатые, на знание Советского Союза и русского языка. Победители получали путевки. Гостей ездили встречать в наш аэропорт Кольцово директриса, старший воспитатель и, так сказать, представители от общественности - дети. В лагерь приезжали они уже под вечер, их встречали, почему-то у туалета, все, и дети, и сотрудники, кто не принимал участия в организации праздничного ужина с традиционным угощением - пирогом с повидлом.
Чехи влились в лагерный детский коллектив, участвовали во всех мероприятиях - спортивных соревнованиях, концертах, дискотеках, играх, викторинах, и даже ходили в походы, их тогда еще разрешали, в лес и на Макаровское водохранилище. Чехи и их руководительницы были во всепоглощающем восторге. Специально для них, на час раньше положенного времени, открывали Центральный универмаг - пассаж, где гости могли себе что-нибудь приобрести на память об Урале без очередей и магазинной суеты. Кстати, слово пассаж в русском языке имеет три значения - неожиданность, вид музыкального произведении, магазин с выходом на две параллельные улицы. Местному лагерному коллективу детей и сотрудников - тоже была польза, нам выдали столовые приборы - ложки и вилки не алюминиевые, как обычно, а из нержавеющей стали.
Апофеоз наступил через месяц, на прощальной линейке. Все, и дети, и взрослые, уливались слезами, обнимались и на прощание обменивались адресами.