Задержанный по подозрению в участии в мошенничестве при возведении оборонных сооружений генерал Иван Попов остался под стражей. Отпустить известного под позывным "Спартак" военного просили… даже сами следователи. Однако суд отказал им. Общественность удивлена, и вопрос, почему Фемида не вняла представителям следствия, оказался в числе главных по этому делу. Но если покопаться в деталях, всё представляется вполне объяснимым – правда, версии звучат разные. Сам Попов, пишут в прессе, отреагировал на происходящее с присущей ему стойкостью: "Прорвёмся".
Экс-командующего 58-й армией генерал-майора Ивана Попова, напомним, арестовали 17 мая. Как стало известно позже, его заподозрили в мошенничестве – якобы он может быть причастен к схеме по хищению более 1,7 тыс. тонн металлических изделий, которые должны были использоваться для возведения оборонительных сооружений. Стоимость этих изделий оценивалась в сумму около 130 млн рублей.
Новость об аресте генерала вызвала бурю в патриотическом сообществе. Многие военкоры высказались на тему того, что не могут поверить в виновность Попова. Это разительно отличалось от реакции на новость об аресте, например, замминистра обороны Тимура Иванова, когда в телеграм-каналах военных экспертов взахлёб рассказывали о том, как радовались этому известию бойцы на фронте…
И вот дело Попова начало развиваться по необычному сценарию. Сперва (вполне ожидаемо) решение суда об аресте попыталась обжаловать защита генерала. Но потом с таким же ходатайством в суд обратились следователи – те самые, что изначально просили об аресте. Но вот они уже готовы были удовольствоваться домашним заключением для подследственного.
И это – всего через неделю после того, как "Спартака" отправили в СИЗО. Многие были уверены, что теперь-то Попов точно отправится под домашний арест. Раз уж даже представители ГВСУ просили об этом Фемиду:
"Главное военное следственное управление СК России ходатайствует об изменении меры пресечения бывшему командующему 58-й общевойсковой армией Ивану Попову, подозреваемому в мошенничестве, с заключения под стражу на домашний арест. Данное решение принято следствием с учётом характеризующих фигуранта уголовного дела данных, а также иных обстоятельств, установленных в ходе расследования".
На этом "вот это повороты" не кончились. 235-й гарнизонный военный суд к мнению следствия не прислушался. И принял решение оставить "Спартака" в СИЗО.
Неудивительно, что в среде военкоров тут же пошли версии о том, что в руководстве Минобороны из числа сохранившихся после смены главы ведомства кадров (напомним, что были арестованы "гламурный" замминистра Тимур Иванов, начальники Главного управления кадров Юрий Кузнецов, ранее целых 13 лет руководивший 8-м управлением Генштаба по защите гостайны, и Главного управления связи Вадим Шамарин), есть люди, имеющие "большой зуб" против Попова. И суд якобы подчинился им.
"Это внутривидовая (если можно так выразиться) борьба двух принципиально разных систем внутри Минобороны. Первой, то есть той, которая была создана в МО РФ за последнее десятилетие, и которая показала свою неэффективность (представителем которой является Тимур Иванов). И второй, ярким представителем которой является Иван Попов (который летом 2023 года показал, как можно и нужно воевать в современной войне, даже имея ограниченные ресурсы). И, конечно, первая будет всеми силами топить вторую. Потому, что это для нее вопрос выживания. Только ставя политическую систему страны перед фактом, что "другой армии у России сегодня нет и не может быть", она может еще пусть и в урезанном виде продлить свое существование. Именно поэтому и только поэтому, "генерал, отбивший контрнаступ ВСУ" (Иван Попов) и сидит",
- писал, к примеру, популярный военный эксперт Юрий Подоляка в своём телеграм-канале.
Но есть и другое объяснение. Бывший следователь по особо важным делам военной прокуратуры Максим Тихонов в комментарии Царьграду подтверждает, что раньше, когда военные судьи находились "под погонами", они так или иначе имели отношение к Минобороны в связи с тем, что находились на довольстве, как правило, в военном ведомстве. И, соответственно, вопросы заработных плат, снабжения жильём и всё прочее имело прямое касательство к МО. Но это давно уже не так, поэтому на сегодняшний день военные суды формально независимы.
"Военные суды замыкаются на Военную коллегию при Верховном суде, но они никому не подчиняются, потому что суды у нас по Конституции независимы: у них нет системы подчинения ни вышестоящему суду по вопросам, связанным с судейством, ни по какой-то другой линии. Министерству обороны они не подчиняются тем более – это вообще параллельные структуры на сегодняшний день, они никак не соотносятся",
– отмечает Тихонов.
Сегодня финансирование и обеспечение судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется из госказны Судебным департаментом и Верховным судом. Так что прямого давления на военный суд быть не могло в принципе. Однако надо учитывать нюансы – куда уж без них. Эксперты полагают, что на закрытом заседании против изменения меры пресечения могла выступить военная прокуратура… В любом случае, как говорили ещё римляне – закон суров, но это закон.
Сам генерал Попов решение оставить его в СИЗО воспринял стоически. Даже улыбнулся.
"Прорвёмся",
- сказал он, передаёт Еadaily.