Говоря о недвижимости, мы чаще представляем квартиры. Хотя коммерческая недвижимость составляет существенную часть в современных новостройках. И далеко не все инвесторы рассматривают именно жилье. Ведь если грамотно проанализировать рынок коммерческой недвижимости в 2024 году, то можно найти много прибыльных вариантов.
Что такое коммерческая недвижимость?
Начнем с базы. Это нежилое помещение, предназначенное для ведения коммерческой деятельности. Там нельзя жить, нельзя сделать регистрацию. Но можно круто заработать.
Смотрите сами, как растет доля коммерции в сравнении 2023 и 2024 годов:
Какая бывает коммерция?
Можно выделить три основных типа:
- первые этажи жилых домов - street retail (самое популярное и простое в дальнейшей реализации. Можно открыть что-то свое, можно сдать, можно перепродать. Любой из вариантов принесет прибыль. Главное - выбрать правильное помещение);
- офисы (чаще покупаются компаниями для собственных нужд. Так как обычно в офисных комплексах застройщики продают целые этажи, а не мелкую нарезку помещений);
- отдельно стоящие здания (менее ликвидные помещения ввиду большой площади и ограниченного выбора дальнейших арендаторов. Чаще такие помещения выделяют под фитнес, частные образовательные учреждения или гипермаркеты).
Итог: если вы только начинаете знакомство с рынком коммерческой недвижимости, лучше выбирать ритейл первых этажей.
Что можно открыть?
С одной стороны - что душе угодно. С другой, есть нормативы, которые введены для сохранения комфорта будущих жильцов.
Можно:
- кафе и кофейни;
- медицинские центры;
- пункты выдачи интернет-магазинов;
- продуктовые;
- магазины цветов;
- аптеки;
- салоны красоты.
Нельзя:
- бани и сауны;
- магазины автотоваров, сервисы и шиномонтаж;
- магазины ритуальных товаров;
- магазины, продающие горючие и легковоспламеняющиеся товары, пиротехнику;
- заведения, работающие после 23:00.
Как выбрать ликвидное помещение?
Не каждый ритейл на первых этажах будет пользоваться спросом. И чтобы не сидеть у разбитого корыта, проклиная свое решение пойти в коммерцию, надо его (помещение) правильно выбрать. Есть технические параметры:
- оптимальный метраж - 50-80 кв. м, удобная планировка;
- большие панорамные окна;
- высота потолков не менее 3 метров;
- выделенная мощность на помещение не менее 0,15 кВт на 1 кв. м.;
- наличие нескольких входов (в том числе черного входа для погрузки-разгрузки).
Есть еще волшебное слово “проходимость”. И вот ему стоит уделить отдельное внимание. Разберем на примере.
Красными стрелочками обозначены самые невыгодные стороны - здесь абсолютно нет трафика, кроме жителей парадных, которые выходят на ту сторону. Более того, если у них сквозные парадные, то они могут и вовсе не оказаться на другой стороне, а пользоваться только входом со двора.
Оранжевые стрелки - чуть лучше. Здесь можно захватить большее количество жителей (не только своего дома, но и соседнего). Но такие помещения все еще не очень хорошо видно с дороги, поэтому проезжающие мимо автомобилисты вряд ли ими воспользуются.
Зеленые - самый сок. Тут и проходящие мимо гуляющие, и жители, и автомобилисты.
Важно! Обязательно уточните у менеджера, будет ли перед коммерческой линией парковка. У вас может быть сколь угодно хорошее помещение, но если перед ним нельзя оставить машину - его привлекательность сильно падает.
А что вы думаете об инвестициях в коммерцию? Это выгодно? Делитесь в комментариях.
В нашем телеграм-канале советы, которые нелегко нагуглить самому, оригинальные планировки квартир и честное экспертное мнение о новостях в мире недвижимости. Подписывайтесь)
Читайте также: