Если последняя российская императрица — Александра Федоровна, любила наряды пастельных нежных светлых тонов, то предпоследняя — Мария Федоровна, предпочитала яркую и броскую одежду. По этому поводу между императрицами даже возник легкий конфликт.
Отвергнутые платья
Однажды Мария Федоровна прислала Александре Федоровне несколько платьев на свой вкус в подарок. Некоторые из этих платьев супруге Николая II понравились. Но большинство она носить не стала. Это очень обидело Марию Федоровну и настроило ее против невестки. Мария Федоровна и так была не в восторге от выбора сына, а тут еще и ее вкус был поставлен под сомнение.
В последующем вдовствующая императрица обвиняла невестку не только в неспособности быть хорошей женой ее сыну-правителю, но и в неумении выбирать наряды. Это было, конечно, не совсем так.
Вкус у Александры Федоровны, обладательницы идеальной фигуры 90 х 60 х 90, был очень утонченным. Просто последняя императрица выбирала себе, конечно, наряды по последней моде. Мода же времен правления Николая II разительно отличалась от моды времен его отца Александра III.
Пастельные и яркие
Во времена Александры Федоровны и Николая II в моде были пастельные тона и платья, подчеркивающие фигуру. Такие наряды блондинке-императрице необыкновенно шли.
При Александре III же дамы предпочитали более яркие цвета и сложные в крое наряды. Именно так и привыкла одеваться большая любительница роскоши, украшений и балов Мария Федоровна.
До наших дней дошло множество ее восхитительных платьев ярких оттенков. Такие платья самых невозможных дизайнов, конечно, очень подходили миниатюрной брюнетке Марии Федоровне.
Скромная принцесса
Известно, что в повседневной жизни супруга Александра III одевалась достаточно скромно. Ее домашние наряды и наряды для не слишком важных случаев были просты и удобны. Такой выбор Марии Федоровны объяснялся прежде всего ее воспитанием. Родилась предпоследняя царица в Дании в семье короля Кристина, принца Глюксбургского. В юности ее знали как принцессу Дагмар. Королем отец Марии Федоровны стал в возрасте целых 45 лет, когда принцессе исполнилось уже 16 лет.
Кристиан не был наследником предыдущего короля Дании по рождению, а стал правителем в результате выборов на лондонской конференции, участниками которой было несколько стран, включая Россию, Францию, Англию и Пруссию.
До того как Кристиан взошел на датский престол, его семья вела очень скромную жизнь и даже редко бывала при королевском дворе. Кристиан получал около 800 фунтов стерлингов в год и не мог обеспечить семье роскошную жизнь. В детстве и юности у Марии Федоровны не было дорогих украшений и большого количества красивых нарядов. Даже, когда Кристиан стал королем, он продолжил вести довольно-таки скромную жизнь.
Художник А. Бенуа однажды написал о Марии Федоровне так:
Одета государыня всегда была очень скромно, без какой-либо модной вычурности, и лишь то, что ее лицо было сильно нарумянено (чего не могла скрыть и черная вуалька), выдавало известное кокетство.
Однако, несмотря на то, что юность предпоследней императрицы прошла в скромной обстановке, Мария Федоровна в последующем быстро приняла роскошь российского двора и его любовь к широте и размаху.
Предпоследняя императрица устраивала поистине великолепные балы, на которых блистала в роскошных нарядах и дорогих украшениях. Любимыми драгоценностями Марии Федоровны были крупные бриллианты и жемчуга. Ими она дополняла свои великолепные бальные и вечерние наряды.
Главный кутюрье императрицы
Свои наряды, как предназначенные для торжеств, так и повседневные, Мария Федоровна предпочитала заказывать или в лучших модных домах Парижа, или у своего любимого кутюрье — Чарльза Ворта.
Считается, что именно этот стилист превратил довольно-таки скромное в общественном сознании ремесло портного в престижную роль истинного художника. При пошиве одежды Ворт не обращал внимания на капризы своих клиенток и сам определял цвет и фасон, которые могут идеально подойти сделавшей заказ даме.
Мария Федоровна настолько доверяла этому кутюрье, что даже никогда не описывала платье, которое она хочет получить. Императрица просто делала заказ на наряд, указывая, для чего он нужен. И Ворт никогда не разочаровывал ее. Мария Федоровна получала из Парижа из его мастерской роскошное платье по последнему слову моды, которое шло именно ей.
Помимо ярких, иногда последняя императрица заказывала парижским кутюрье и наряды более спокойных оттенков. Такие платья в ее времена не считались особенно модными. Но Мария Федоровна обожала разнообразие во всем, в том числе и в одежде.
Домашние платья
Домашние наряды Марии Федоровны шились, конечно, из самых дорогих и качественных тканей — шелка, шифона, бархата и пр. Но украшены они всегда были по минимуму. В качестве декора для домашней одежды императрицы чаще всего использовались тончайшие красивые кружева. Также такие вещи могли украшаться вышивкой, кисточками, бахромой, рюшами, придающими им теплый домашний вид.
Отличительной особенностью домашних платьев Марии Федоровны, как и других дам того времени, помимо минимума украшений считался и свободный крой. В таких платьях женщина прежде всего должна была чувствовать себе максимально комфортно. По той же причине под домашние платья никогда не надевался корсет. Надеть такое платье императрица могла самостоятельно, без помощи горничной. Но выходить в таких платьях к кому-либо, кроме самых близких домашних считалось крайне неприличным.
Смотрите галерею домашних платьев Марии Федоровны (листайте):
Визитные, бальные и вечерние: чем отличались
Как и у любой другой дамы XIX в, у предпоследней императрицы в гардеробе имелось три основных вида платьев, разного назначения. Визитные платья использовались для поездок в гости. Отличительными особенностями таких платьев считается то, что они всегда были глухими, имели воротник-стойку и длинные рукава.
Такой дизайн объяснялся тем, что визиты в XIX в. было принято наносить до полудня. Поэтому ничего легкомысленного, напоминающего о вечернем отдыхе и праздности в наряде быть не должно было. В XIX в. такие платья обязательно дополняли шляпками и перчатками.
Одной из разновидностью визитных платьев считались платья для мелких приемов. Такая одежда имела более нарядный дизайн и была более открытой. К примеру, допускались V-образные вырезы или рукава три четверти.
Галерея визитных платьев Марии Федоровны:
Бальные платья Марии Федоровны имели самое роскошное оформление и шились из наиболее легких и дорогих тканей. Юбка у таких нарядов была не слишком длинной. Это обеспечивало максимальное удобство в танцах. Бальный наряд был легким и позволял выполнять па без риска в чем-нибудь запутаться.
Вечерние платья императрицы также относились к торжественной части ее гардероба. Это были очень красивые наряды, обычно декольтированные с короткими рукавами или три четверти. Юбка у вечерних платьев предусматривалась более длинная, чем у бальных. Ткани при этом могли использоваться и тяжелые.
Галерея вечерних и бальных платьев Марии Федоровны:
Парадные платья:
Черные платья
До наших дней дошло и множество черных платьев императрицы Марии Федоровны. Этот цвет, в принципе императрица не очень жаловала. Но при этом он однажды даже помог ей осуществить изящную месть австрийскому двору.
Еще в молодости австрийцы очень оскорбили принцессу Дагмар, не отменив пасхальные празднества из-за кончины ее первого жениха — цесаревича Николая Александровича. Оскорбление тогда было нанесено не только принцессе, но и всему российскому императорскому двору.
Через 20 лет, когда в Австрии скончался их наследник престола, Мария Федоровна также не стала отменять новогодние зимние торжества и устроила роскошный черный бал. Все дамы и кавалеры должны были явиться на этот бал в черных одеждах, усыпанных бриллиантами. Бал получился роскошным и оригинальная месть Марии Федоровны австрийцам удалась.
В обычное же время императрица предпочитала яркую цветную одежду, часто устраивая также цветные балы. Это могли быть белые балы для девушек-дебютанток, впервые представляемых публике, розовые — для молодоженов и т. д. На эти балы придворные должны были являться в нарядах соответствующего цвета.
Яркие цвета Мария Федоровна любила, но, как известно, она рано стала вдовой. Ее супруг — Александр III из-за болезни почек скончался рано. Когда он покинул этот мир, Марии Федоровне было всего 46 лет. При этом выглядела императрица очень моложаво.
В последующем Мария Федоровна, хоть и с трудом, но все же уступила главенствующую роль при дворе новой императрице — Александре Федоровне. Балы вдовствующая царица продолжила устраивать, но делала это совсем редко.
Сменился после ухода Александра III и стиль одежды Марии Федоровны. Будучи вдовой, в этот период она часто носила черную одежду. До наших дней дошло множество таких платьев предпоследней императрицы.
Галерея черных платьев Марии Федоровны:
В эмиграции
После революции Мария Федоровна едва избежала расстрела и смогла эмигрировать из Крыма лишь потому, что полуостров на ее счастье заняли немцы. Сестра вдовствующей императрицы — английская вдовствующая королева Александра, уговорила своего сына — короля Британии прислать за несчастной Марией Федоровной корабль.
Мать Николая II спаслась, но в эмиграции, конечно, уже не могла позволить себе такой роскошной жизни, как в России. Приютивший ее племянник — датский король Кристиан X, оказался человеком прижимистым и иногда даже позволял себе попрекать Марию Федоровну тем, что она находится не его содержании.
К примеру, однажды Кристиан прислал в комнаты вдовствующей императрицы человека, который выразил ей претензии в том, что она тратит слишком много электричества. Выслушав посланника Мария Федоровна специально пошла и включила лампы во всех комнатах своих покоев.
Яркие одежды Мария Федоровна после того, как оказалась в эмиграции, конечно, носить перестала совсем. С этих пор она практически полностью перешла на черные платья. Ведь во время революции вдовствующая императрица потеряла обоих своих сыновей (еще один скончался раньше — от болезни), невестку, внуков и многих других родственников.
Несмотря на то, что Кристиан жалел на нее денег, Мария Федоровна не продавала свои драгоценности, вывезенные ей из России, до самого конца. Эти украшения представляли для нее по большей мере не материальную ценность, а были своего рода воспоминанием о ее молодых счастливых годах при богатом императорском российском дворе, когда все дорогие ее сердцу люди были еще живы.