Указом (Президента) установлены национальные цели развития, и все они в комплексе – это фактически образ будущего страны. Вчера мы подробно обсуждали с членами Правительства, как добиться того, чтобы поставленные цели были выполнены. Договорились, что сегодня обсудим именно приоритеты – на чём надо будет сосредоточиться в нашей совместной работе.
ЗАПУСТИТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В части здоровья нации появились новые цели. Наряду с продолжительностью жизни Вашим Указом установлена цель по опережающему росту продолжительности здоровой жизни, а также снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте. Проще говоря, чтобы люди меньше болели.
Это в том числе означает необходимость смещения акцента работы системы здравоохранения на профилактику заболеваний. Мы понимаем, что профилактика – это не только задача медицины: важно вообще создать условия для здорового образа жизни. В этой связи считаем важным реализовать отдельный федеральный проект по формированию здорового образа жизни. Здесь у нас единое понимание с Татьяной Алексеевной и с Минздравом. ВНЕДРЯТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И РАСПРЕДЕЛИТЬ НАГРУЗКУ МЕЖДУ ВРАЧОМ И ПЕРСОНАЛОМ
В части медицины профилактика означает более высокую отдачу работы системы первичного звена здравоохранения. Поэтому важно продолжить преображение первичного звена здравоохранения. Кстати, облик преображается: вы знаете, что с 2019 года в стране отремонтировано более полутора тысяч поликлиник, построено более 4600 фельдшерско-акушерских пунктов. Но людям сегодня важна доступность медицинской помощи, проще говоря, попасть к врачу.
И здесь, Владимир Владимирович, есть вызов, учитывая общую ситуацию на рынке труда. Реальность такова, что если вообще ничего не делать, то попасть к врачу в прекрасно отремонтированных поликлиниках будет, возможно, сложнее.
Что делать в этой связи? Программа должна сопровождаться резким ростом эффективности. Вчера с коллегами-губернаторами мы, кстати, обсуждали, что на фоне нехватки врачей мы зачастую соревнуемся в денежных выплатах, в подъёмных доплатах, соцпакетах – главное, чтобы врач приехал работать. Но не у всех регионов есть такая возможность. И всё это наблюдаем и в других отраслях экономики. Какой выход? Как из ситуации, например, выходит предприятие? Тут только рост эффективности, и он даёт результат, другого варианта нет.
Поэтому мы считаем, что средства важно направлять не только на вложение в инфраструктуру, но и на развитие компетенции врачей и управленческих команд, то есть вложиться в людей. Кроме того, [нужно] внедрять современные технологии в помощь врачам, высвобождая ценное время врача, в том числе технологии телемедицины, искусственного интеллекта, а также более эффективно распределять работу между врачом и остальным персоналом.
СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРИНИЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ РЕГИОНАМ
Далее: Указом установлена ещё одна новая важная цель – снижение дифференциации показателя ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 25 процентов к уровню 2023 года. Напомню: сейчас разрыв между минимальным и максимальным значением составляет 13,3 года. Во многом – не во всём, но во многом – это связано с различиями в уровне системы здравоохранения между регионами. Мы здесь в этом смысле поддерживаем Минздрав, имея в виду скорректировать подход к распределению денег по модернизации первичного звена здравоохранения, имея в виду использовать не только численность населения, но и реальное состояние системы здравоохранения, а также плотность населения.
Это особенно важно для коллег с Дальнего Востока. Теперь по финансированию. По условию софинансирования программы модернизации первичного звена Вами, Владимир Владимирович, в 2019 году по итогам Госсовета по здравоохранению было установлено соотношение 90 на 10. Имею в виду 90 – федеральный бюджет, 10 – софинансирование со стороны регионов. Это было Ваше отдельное решение. Мы просим сохранить этот порядок софинансирования.
НУЖЕН ОТДЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ДЕТСКОМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И последнее – это касается и здравоохранения, и, продолжая тезис Андрея Сергеевича Никитина о среде, дружелюбной для семей с детьми: речь идёт о детском здравоохранении. Кстати говоря, здесь есть результаты.
Напомню: с 2018 года младенческая смертность в нашей стране снизилась почти на 20 процентов, если быть точным – на 17,6 процента. Кстати, когда я сегодня готовился, ещё раз выверял цифры: с 2017 года младенческая смертность в России ниже, чем в Соединённых Штатах Америки – в крупнейшей экономике мира. Уверенно ниже, устойчивее ниже, то есть результат вполне достойный.
Но явно есть потенциал улучшения ситуации в детском здравоохранении, прежде всего в более качественном сопровождении детей врачами, с тем чтобы детские недолеченные недуги не перерастали в заболевания во взрослом возрасте.
У детей нет выбора – пользоваться медициной или нет: дети постоянно проходят обследования, посещения обязательны. Поэтому настроения людей, семей особо чувствительны к ситуации в детском здравоохранении.
В этой связи считаем: нужен отдельный проект, посвящённый детскому здравоохранению. Речь идёт об оборудовании детских больниц, приведении в порядок детских поликлиник, внедрении передовых технологий диагностики. Естественно, речь должна идти и о медицинских кабинетах в школах – Вы об этом говорили в Вашем Послании. Вообще, детское здравоохранение, как я уже говорил, – это важный элемент среды, дружелюбной к семьям с детьми, которую нам предстоит создать, в том числе для роста рождаемости.
Что предложил губернатор Воскресенский на заседании Госсовета Путину?
29 мая 202429 мая 2024
106
4 мин
1