Найти тему
МК в Ленобласти

В правительстве Ленобласти решали, кто ответит за таунхаусы

Правительство Ленинградской области не желает принимать на себя ответственность по контролю за строительством таунхаусов. Считается, что не доверять в этом вопросе муниципальной власти оснований нет. В Главном следственном управлении МВД России по Санкт-­Петербургу и Лен­области думают иначе. А вот вопросы комплексного развития территорий при строительстве малоэтажных массивов власти беспокоят, — в Ленобла­сти подумают, как заставлять инвесторов вместе с жильем строить дороги, а если требуется, то и детские сады.

    Дома есть, а площадок не хватает. Фото: «МК в Ленобласти»
Дома есть, а площадок не хватает. Фото: «МК в Ленобласти»

НАДО КАК В СССР

Законопроект о передаче градостроительных полномочий от муниципалитетов на региональный уровень обсудили на заседании правительства Ленинградской области 23 мая. Импульсом послужило представление Главного следственного управления ГУ МВД РФ по Санкт-­Петербургу и Лен­области от июня 2023 года о «принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления и других нарушений закона» при строительстве многоквартирных домов, сообщил председатель комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Андрей Семчанков. В частности, правоохранители предложили передать полномочия по выдаче разрешений на строительство малоэтажных жилых домов, в том числе домов блокированной застройки, от органов местного самоуправления комитету Госстройнадзора.

Андрей Семчанков пояснил, что в настоящее время госэкспертиза в отношении проектов таунхаусов не проводится, все вопросы решаются на уровне муниципалитетов. Так, в период с 2021 по 2023 год органами местного самоуправления в Лен­области было выдано 294 разрешения. В МВД России в подобной практике видят определенные риски. А вот передача полномочий Госстройнадзору позволит проводить «надлежащий контроль за соответствием проектной документации требованиям строительства, разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным земельным и иным законодательством РФ».

Также, по мнению главы Госстройнадзора Ленобласти, нужно передать на регио­нальный уровень полномочия по заключению договоров о комплексном развитии территории (КРТ). Сейчас такие решения принимают органы местного самоуправления. Но фактически с 2020 года в регионе было заключено только четыре договора о КРТ: два во Всеволожском районе, по одному в Ломоносовском и Сланцевском районах. В то же время подведомственное комитету управление долевого строительства заключило 37 подобных соглашений с застройщиками. Это позволило привлечь для решения вопросов комплексного развития территории внебюджетное финансирование (около 25 млрд руб­лей) и построить 15 нужных инфраструктурных объектов: учреждения образования, здравоохранения и пункт полиции.

В обоснование своих аргументов Андрей Семчанков обратился к истории Советского Союза. Глава Госстройнадзора подробно рассказал, что одной из основных задач градостроительной политики является сбалансированность жилья и социальных объектов. Но в конце 1990‑х годов подход к осуществлению градостроительной деятельности претерпел значительные изменения: единая система территориальной организации планирования перестала существовать. Темпы строительства снизились, а про обеспеченность застраиваемой территории объектами социального назначения (детскими садами, школами, объектами улично-­дорожной сети) и вовсе подзабыли.

В 2016 году в Градостроительном кодексе РФ закрепляется термин «комплексное развитие территорий», напомнил Андрей Семчанков. А в соответствии с новым Указом президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» задача по созданию безопасной и комфортной среды для жизни — одна из основных.

Ленинградская область является одним из регионов-­лидеров России по вводу нового жилья. По данным комитета Госстройнадзора, на 2024 год план по вводу установлен на уровне 3,3 млн квадратных метров. К 2030 году градостроительный потенциал Ленобласти должен составить 10,6 млн квадратных метров жилья, а к 2050 году — до 50 млн «квадратов». Основными точками роста остаются Свердловское и Муринское городские поселения Всеволожского района, а также Тосненский и Ломоносовский районы.

«Понимая, какую роль комплексное развитие территорий может и должно играть в отрасли жилищного строительства, мы видим, что имеющийся на сегодняшний день потенциал не реализуется в полной мере», — подытожил Андрей Семчанков.

НЕ УВАЖАТЬ МУНИЦИПАЛОВ НЕЛЬЗЯ

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко похвалил председателя Госстройнадзора за обстоятельный доклад и сосредоточился на главном: какие дополнительные расходные обязательства потребует у субъекта комитет Госстройнадзора для исполнения новых полномочий.

Оказалось, что потребует прилично: создание нового подразделения с наделением его функциями по подготовке проектов договоров, юридическому обследованию территорий, проведению градостроительного анализа, экспертизы уже заключенных договоров и прочими. Плюс понадобятся новые штатные единицы: семь для выдачи разрешений на строительство и десять для заключения договоров КРТ. Зато, по словам Андрея Семчанкова, это позволит «обеспечить централизованный контроль за соблюдением градостроительного законодательства на территории Ленинградской области» и решать вопросы градостроительного регламента комплексно.

«То есть мы хотим взять на себя дополнительную ответственность и нагрузку. Считаем, что муниципалы не справляются…» — задумался губернатор.

Андрей Семчанков сослался на важное предписание полицейских следователей и отметил, что буквально недавно, в 2021 году, на территории Ленобласти насчитывалось 254 проблемных объекта, а еще 80 находились в «проблемном мониторинге».

«Честно говоря, мы уже напуганы. И если есть возможность купировать эти риски, например, региональным контролем, может, это и оправданно», — пояснил председатель комитета Госстройнадзора.

«Хотите сказать, что мы этим купируем риски? Что семь человек лучше разберутся, чем 200 муниципальных образований?» — продолжил размышлять Александр Дрозденко.

«Мы работу себе не ищем, но, если направили [предписание из ГСУ ГУ МВД РФ по Санкт-­Петербургу и Ленобласти], наверное, у них основания были», — перестал настаивать глава регионального Госстройнадзора.

Губернатор Ленинградской области пояснил позицию: субъект и так несет на себе достаточное количество рисков, а нареканий по реализации органами местного самоуправления полномочий по градостроительной деятельности не так уж и много. Возложить полномочия по выдаче разрешений на строительство домов блокированной застройки на семь штатных единиц, предложенных комитетом, — слишком большая нагрузка, а расширять штат на большее количество специалистов — нецелесообразно.

Что же касается вопроса по передаче на региональный уровень полномочий по заключению договоров о комплексном развитии территорий, то рациональное зерно в инициативе строительного блока Ленобласти Александр Дрозденко увидел. Но с оговорками. С одной стороны, субъект действительно имеет более полное представление о федеральных планах, включая крупные инфраструктурные проекты в сфере дорожного строительства и энергетики, а также способен комплексно решать вопросы смежных территорий. С другой — от взаимодействия с муниципальными органами власти все равно не уйти.

«Вы абсолютно правы, — горячо поддержал главу региона заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-­коммунальному хозяйству Евгений Барановский. — В объеме разрешений на строительство, которые были выданы для таунхаусов (294 объекта), далеко не все стали проблемными. Но логика в чем? Рассматривая генеральные планы вместе с поселениями, которые они разрабатывают, мы все равно преследуем цель комплексности развития. Мы просим размещать объекты регионального значения и местного, планируем улично-­дорожную сеть. Потому что это крупные массивы: 2,5 млн квадратных метров жилья в таунхаусах вводится ежегодно. Это действительно большая нагрузка на комитет. Однако в первую очередь необходимо достичь целей национальной стратегии и контролировать, чтобы развитие муниципальной территории происходило синхронно со строительством школ и детсадов».

    Область активно застраивается коттеджами и таунхаусами. Фото: «МК в Ленобласти»
Область активно застраивается коттеджами и таунхаусами. Фото: «МК в Ленобласти»

Область активно застраивается коттеджами и таунхаусами. Фото: «МК в Ленобласти»

Позицию Александра Дрозденко также поддержал, но с ремаркой, председатель комитета градостроительной политики Ленинградской области Игорь Кулаков. Он отметил, что по действующим градостроительным нормативам при застройке участка площадью более одного гектара индивидуальными жилыми домами или таунхаусами комплексное развитие территории — обязательно для инвестора.

«Другое дело, что необходимость строительства объектов социального обслуживания зависит от состояния территории и ее обеспеченности», — добавил Игорь Кулаков.

Александр Дрозденко предложил проработать вопрос внесения в областное законодательство изменений, при которых органы исполнительной власти субъекта подключались бы к работе по договорам КРТ в случаях, если ведется действительно массовая застройка, например, на трех, пяти или десяти гектарах.

«Если десять домиков — зачем в это лезть? А если сто — другое дело… Брать на себя полномочия муниципалов я не хочу. Неуважительно отнестись к оценке муниципалов я себе не позволю», — добавил Александр Дрозденко и, в ­общем-то, поставил точку в дискуссии.

Главы администраций муниципальных районов Ленобласти губернатора поддержали.

«За пять лет я не помню ни одного нарушения. Считаю неправильным с себя снимать такие полномочия, мы в состоянии справиться», — заявил глава администрации Приозерского района Александр Соклаков.

Не боится ответственности и временно исполняющий обязанности главы администрации Всеволожского района Андрей Воропаев. Согласен и дальше нести бремя ответственности за строительное качество таунхаусов глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов. Конструктивно высказалась руководитель Гатчинского муниципального округа Людмила Нещадим, предложившая перед обсуждением подобного рода законодательных новелл сначала направлять документы для изучения в органы местного самоуправления, которые смогут представить свою мотивированную позицию.

Поручение доработать законопроект в части заключения договоров о комплексном развитии территорий вместе с муниципалами получил Евгений Барановский. Пункт о передаче полномочий по выдаче разрешений на строительство с повестки сняли. С окончательной редакцией решили не торопиться — спикер Законодательного собрания Ленобласти Сергей Бебенин всех предупредил, что последнее заседание парламента перед летними каникулами состоится 26 июня. Губернатор успокоил: до направления законопроекта депутатам он будет еще раз вынесен на обсуждение в правительстве.

Автор: Яна Карева