Найти тему

Школа выжидания. Какие каникулы у учеников разных стран?

Две недели зимой, по одной неделе осенью и весной, три месяца летом – такой график школьных каникул в Беларуси. Не слишком ли часто отдыхают наши ученики? Или в самый раз? В преддверии длительных летних каникул «АиФ» узнал мнение экспертов.

КАК МЕНЯЛСЯ ГРАФИК?

В Беларуси, как и во многих других странах СНГ, одни из самых длительных каникул – в среднем 17 недель (см. инфографику). График учебного года менялся с течением времени. К примеру, с 1935 года в СССР ввели единое начало занятий с 1 сентября, но старт летних каникул отличался: у 1-3-х классов – 1 июня, у 4-7-х – 10 июня, 8-10-х – 20 июня. В 1970 году каникулы подкорректировали: 1-7-е классы учились до 30 мая, 8-е – до 10 июня, 9-10-е – до 25 июня. Также были закреплены каникулы в течение года: 5-9 ноября, 30 декабря – 10 января, 24-31 марта.

В начале суверенной истории Беларуси занятия для большинства учеников завершались 25 мая, однако в середине 2000-х годов учебный период продлили на неделю, и с тех пор летние каникулы проходят с 1 июня по 31 августа. Недельные осенние каникулы обычно назначают на стыке октября-ноября, двухнедельные зимние – в декабре-январе, недельные весенние – в конце марта. Кроме того, для учеников 1-2-х классов предусмотрены дополнительные недельные каникулы в феврале.

Исторически школьные каникулы были привязаны либо к праздникам, либо к природным явлениям, отмечает главный научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ профессор Ирина АБАНКИНА. К примеру, отдых в конце марта – начале апреля был приурочен к половодью, когда добраться до школы в некоторых регионах становилось сложно. Зимние каникулы были приурочены к новогодним праздникам, осенние – ко Дню Октябрьской революции.

ПЕРЕГРУЖЕНЫ ИЛИ НЕДОГРУЖЕНЫ?

Но важны не столько каникулы, сколько учебная нагрузка в целом и ее распределение по месяцам, полагает Ирина Абанкина. По ее словам, в западноевропейских странах школьная программа с точки зрения информационной насыщенности проще, чем в нашем регионе, где больший объем информации надо уместить в более короткие сроки. Осенние, зимние и весенние каникулы не всегда дают возможность восстановиться после этой интенсивной нагрузки, а летние, наоборот, сильно расхолаживают. И приходится в сентябре тратить много времени на восстановление в памяти пройденного и адаптацию к учебному году, считает эксперт.

При этом кандидат педагогических наук Константин ЗИСКИН считает, что проблема не в повышенной информационной нагрузке для детей: «Когда ребенку в школе хорошо, можно вообще каникулы не делать. Когда плохо – никакие каникулы не помогут». Он отмечает, что есть интересы не только детей, но и родителей, бизнеса. «Под эти интересы подстроена вся индустрия – туризм, новогодние елки, концерты и многое другое. Но это проблема общего образования во всем мире. Редко какой школе удается ее решить», – утверждает эксперт.

А вот учитель с 11-летним стажем Тамара ВОРОНИНА находит действующий график школьных каникул оптимальным, но этим временем надо распорядиться с умом. «Если посвятить три летних месяца только компьютерным играм, вряд ли такой отдых принесет ребенку пользу, он не поможет разгрузиться психологически и быть готовым к новым занятиям. Различные походы, подвижные игры, общение со сверстниками и родными – лучшие варианты. У нас почему-то часто считается, что, если ребенок «ничего не делает», его надо обязательно загрузить. А детям очень нужны эти минуты свободного времени. В такие моменты происходит рост – не только физический, но и интеллектуальный, важный для развития необходимых для жизни свойств личности», – считает педагог.

При этом она добавляет, что в индивидуальном порядке летом также можно уделить внимание темам, с которыми у ребенка возникли проблемы в течение учебного года: «Но это не означает, что нужно все три месяца провести над учебниками. Лучше всего сделать это в первых числах июня, пока еще свежи в памяти наработки, а ближе к началу нового учебного года еще раз закрепить пройденное. Поддержать мозг в тонусе в течение каникул поможет чтение. Но необязательно школьной литературы, а преимущественно той, которая интересна ребенку».

КАК У НИХ

«Каникулы создают проблему. Дети отдыхают от школы, а родителям как быть? У них-то отпуск гораздо короче, – рассуждает профессор биологии Университета Джорджа Мейсона Анча БАРАНОВА, штат Вирджиния (США). – В США летние каникулы начинаются в конце мая – начале июня и заканчиваются в августе. Есть, конечно, платные лагеря, но они очень дорого стоят, большинство семей не могут себе их позволить. Есть рождественские каникулы, весенние – тоже одна неделя. В это время в школах работает продленка, и можно заплатить, чтобы ребенок туда ходил. Опять же, если есть деньги».

   АиФ
АиФ