Найти тему
GEOPOLIT | Военная история

АПЛ «Акулы», самые мощные и большие в мире, уйдут на покой? Как обстоят дела с АПЛ «Дмитрий Донской» (ТК-208)?

30 сентября 1954 года США ввели в эксплуатацию первую атомную подводную лодку "Наутилус". Несмотря на её слабое вооружение, шумность и ограниченные боевые возможности, это событие стало прорывным в военной истории.

  • Советский Союз тоже осознавал важность атомных подлодок и их потенциальное влияние на баланс сил. В те годы, когда "Холодная война" достигла своего апогея, партия направила все ресурсы на разработку собственной атомной подлодки.
  • Ведь подводное судно с ядерными баллистическими ракетами представляло собой самое разрушительное оружие, которое когда-либо создавало человечество.
Подводная лодка "Наутилус"
Подводная лодка "Наутилус"

Кремль понимал, что в условиях жестокого противостояния с капиталистическими государствами, социалистические страны не могли позволить себе отставания в военной технике. Разработка и совершенствование атомных подводных лодок стало приоритетом для СССР, так как угроза перехода "Холодной войны" в открытую фазу была очень реальной.

1 июля 1958 года на первой советской атомной подводной лодке К-3 "Ленинский комсомол" был поднят флаг ВМФ, ознаменовавший начало новой эры. Эта подводная лодка во многом превосходила американские аналоги.

  1. Желая удержать лидерство, США начали подводную гонку вооружений, но Советский Союз смог опередить их практически по всем показателям.
  2. К 1993 году СССР построил 243 атомные подводные лодки, тогда как в США их было 179.
  3. На протяжении долгого времени американские подлодки отличались меньшей шумностью, но ситуация изменилась с появлением субмарин проекта "Шука-Б".

Например, "Анчар" стала самой быстрой атомной подводной лодкой, установив рекорд скорости в 44 узла.

"Анчар"
"Анчар"

Проект "Лира" включал в себя самые высокоманевренные субмарины, а модели проекта 941 "Акула" отличались исключительными размерами и мощностью, оставаясь необычайно впечатляющими даже в наше время. Некоторые достижения "Акулы" были зафиксированы в Книге рекордов Гиннесса.

Подлодка "Плавник" могла погружаться на глубину до 1 250 метров, что делало её рекордсменом по глубине погружения.

  • Соперничество между "Акулой" и американским "Огайо" было особенно заметным в 70-е годы, когда СССР и США инициировали политику "разрядки".
  • Этот период ознаменовался совместным освоением космоса в рамках миссии "Союз – Аполлон".
"Огайо"
"Огайо"

В тот период США даже оказали помощь Советскому Союзу в строительстве нескольких современных заводов и передали передовые технологии. Но при этом обе стороны сохраняли скрытое недоверие друг к другу.

  1. В 1976 году американцы начали реализацию крупного проекта по созданию атомных подводных лодок класса "Огайо". В ответ советские инженеры разработали свою грандиозную "Акулу".
  2. В декабре 1981 года в состав Военно-морского флота СССР вошла первая подлодка проекта 941 (ТК-208), и она стала предметом национальной гордости.
  3. И было чем гордиться: её водоизмещение на поверхности составило 23,2 тысячи тонн, а под водой – рекордные 48 тысяч тонн, превышая показатели "Огайо", у которой этот показатель был равен 16 тысячам тонн.
"Акула"
"Акула"

При почти одинаковой длине – 173 и 171 метр, наши подводные лодки имеют значительное различие в ширине: 23 метра против 13. Прочие технические параметры крейсера включают надводную скорость 12 узлов (22 км/ч) и подводную скорость 24 узла (44 км/ч). Автономность достигает 120 суток, а экипаж состоит из 165 человек. Американцы же дали субмаринам проекта 941 устрашающее прозвище "Тайфун".

  • Конструкция "Акулы" представляет собой уникальный подводный катамаран. Снаружи лодка выглядит как единый корабль, но внутри содержится два основных титановых корпуса диаметром по 10 метров каждый. Всё ради размещения 20 больших МБР Р-39.
  • Всего на подлодке расположены пять отдельных прочных корпусов. Основные два включают по десять отсеков, соединенные тремя переходами. Внутри крейсера находится три герметичных отсека, включая торпедный.
  • Возможность происшествия, подобного "Курску", была исключена для "Акулы". Удивительная живучесть "Акулы" впечатляет. Внутреннее пространство так велико, что на борту расположены бассейн с подогревом, тренажерный зал, зал для отдыха, две кают-компании, каюты на два и четыре человека, а также сауна.
"Акула"
"Акула"

Кроме двух ядерных реакторов мощностью 190 МВт каждый, на судне предусмотрены аварийные 190-кВт электродвигатели постоянного тока.
Особое внимание было направлено на снижение шума, применяя уникальные технологии, что сделало подлодку значительно тише по сравнению с проектом 667. Однако, модель "Огайо" всё равно оказалась немного тише.
Но зато, корпус "Акулы" настолько прочен, что может легко пробить лед толщиной в 2.5 метра.

  • Вооружение "Акулы" включает в себя 20 трехступенчатых твердотопливных ракет Р-39 "Вариант" комплекса Д-19. Эти ракеты имеют значительные размеры: каждая из них весит 90 тонн и имеет длину 17 метров.
  • На борту подлодки помещалось 200 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн, что в шесть раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Эти боеголовки могут быть нацелены индивидуально.
  • Одна атомная подводная лодка (АПЛ) могла нанести разрушительные удары по половине территории Соединенных Штатов, поскольку дальность полета ракеты достигала до 8,3 тыс. км.
"Акула"
"Акула"

Пуск всех ракет Р-39 мог быть выполнен единым залпом как с поверхности воды, так и с глубины до 50 метров, с минимальными интервалами между стартами. Функции противовоздушной обороны обеспечивали восемь комплектов ПЗРК "Игла-1", а шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм (боезапас – 22 торпеды УСЭТ-80) предоставляли дополнительные возможности для обороны.

Первоначальные планы предусматривали создание семи ракетных крейсеров проекта 941, но фактически удалось построить только шесть: первый был спущен на воду в декабре 1981 года, а последний вышел в сентябре 1989 года. Появление этих кораблей класса "Акула" не позволяло США добиться стратегического превосходства в морском ядерном вооружении.

  • В итоге в 1990-е годы, согласно договоренностям с Вашингтоном и на американские средства, три таких крейсера — ТК-12, ТК-13 и ТК-202 — были утилизированы.
  • Дополнительным осложнением стал выпуск первой ступени ракет Р-39 на Украине, которая по настоянию США прекратила поставки в Россию.
"Акула"
"Акула"

ТК-208, получивший название "Дмитрий Донской", был модернизирован в 2002 году для тестирования новых межконтинентальных баллистических ракет "Булава". В 2023 году стало известно, что подводный крейсер "Дмитрий Донской" исключён из состава Военно-Морского Флота России и будет находиться на военно-морской базе в Северодвинске вместе с двумя другими однотипными подлодками.

  • ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск" остались без ракет в 2002 и 2005 годах соответственно, и их отправили в резерв.
  • Модернизация "Акулы" по затратам сопоставима с возведением пары новых атомных подводных лодок проекта 955 "Борей", поэтому "Северсталь" и "Архангельск" ожидает такая же судьба.
  • В условиях капитализма приоритет отдается финансовой составляющей, в отличие от социалистической эпохи, когда основное внимание уделялось безопасности страны и расходы не имели решающего значения.

Жаль гигантов? Делитесь мнением в комментариях!