Друзья, согласимся, что к неоспоримым достижениям советского государства следует отнести повышение уровня грамотности населения. Сделать советских граждан самыми читающими в мире вопреки всем трудностями и трагедиям ХХ века – гигантское достижение отечественной образовательной политики.
Достаточно сравнить официальные цифры статистических данных, говорящих о грамотности, а вернее – безграмотности населения нашей страны на начало и середину века.
Хотя заметим особо, что эти данные довольно условны: грамотность населения сильно разнилась от региона к региону, вдобавок, показатели могли быть довольно серьезно занижены там, где население по разным причинам не считало нужным сообщать о своем умении читать и писать (например, старообрядцы).
И, тем не менее: в 1917 году применительно к европейской части России, исключая детей, не достигших возраста 10 лет, грамотное население составляло лишь 43% , тогда как к 1937 году этот показатель стремился к 80%.
Но справедливости ради надо отметить, что еще в 1915 году этот же показатель не превышал 35%, что свидетельствует о росте грамотности среди населения и в дореволюционной России, по понятным причинам прекратившемся во время революции и Гражданской войны.
Ситуацию значительно ухудшало увеличение числа беспризорников, что заставило молодое советское государство принимать решительные меры.
В 1920 году Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности под руководством Анатолия Луначарского. И одним из важных направлений деятельности этой комиссии было повышение уровня грамотности взрослых, в первую очередь, конечно, рабочих промышленных предприятий и совхозов.
Каждый населённый пункт, число неграмотных жителей которого превышало 15 человек, должен был иметь свой так называемый ликпункт или иначе - школу грамоты. Учиться в такой школе нужно было 3-4 месяца, причем для взрослых учеников для этой цели сокращался рабочий день и сохранялась зарплата. Программа обучения в такой школе включала чтение, письмо и основы арифметического счета.
Однако этого было недостаточно. Нужно было внедрить в сознание советских граждан культурную практику постоянного чтения книг, а для этого требовались просветительские центры, которые находились бы недалеко и помогали всем желающим с подбором и выдачей книг.
Для этой цели отлично подходили избы-читальни. Кстати, ошибочно полагать, что они появились только в советский период: возникновение таких «изб», выполняющих просветительские цели, следует относить еще к XIX веку.
Также заблуждением будет отождествлять библиотеку и избу-читальню. Миссия последних выходила далеко за рамки только лишь снабжения населения книгами. Деятельность избы-читальни представляла собой серьезную социально-политическую работу, призванную заместить церковь в повседневной жизни советского человека и в дальнейшем исполнять роль «религии Советского государства».
Да, именно там проходило коллективное чтение книг и газет и организация тематических лекций и бесед. Но не забываем и об антирелигиозной пропаганде и колхозной агитации, равно как и правовой грамотности, женском движении и даже санитарно-гигиеническом просвещении. В избе-читальне велась и справочная работа как помощь населению в труде и жизни по хозяйственно-бытовым и политическим вопросам.
Известны случаи организации и передвижных «изб» в некоторых национальных республиках и труднодоступных районах в виде юрты, чайханы и чума. Существовали даже «красный катер» и «красный караван», которые ходили по рекам и морям вслед за советскими кочевниками.
Однако, несмотря на всю привлекательность этой идеи, на практике все выходило не совсем идеально.
Во-первых, в годы послевоенной разрухи трудно было обеспечить надлежащее финансирование. Сказывался и дефицит материального снабжения. Не хватало помещений, большинство читален находилось в плохо оборудованных крестьянских избах, не имеющих хоть сколь-нибудь приличного ремонта. Так, например, одном из сел Бурятии изба-читальня хоть и имела два крестьянских дома, но в них не было печей, поэтому работа фактически проходила в одной комнатушке размером 5х6 кв.м.
А второе и, возможно, главное – катастрофическая нехватка кадров приводила к тому, что функцию просветителей выполняли лица, сами нуждающиеся в образовании и повышении квалификации. Избачи – заведующие избой-читальней – часто набирались из числа демобилизованных красноармейцев, окончивших совпартшколу. Такие люди не имели не только никакого представления об организации подведомственного им дела, но и какой-либо мотивации к настоящей увлеченной работе.
Правда, активно привлекались пионеры и комсомольцы, которые пересказывали посетителям изб отдельные интересные статьи - так называемая «устная газета», или делали стенгазеты с рисунками и вырезками («немая газета»), а то и организовывали целые театральные постановки («живая газета»).
Но в целом кадровая проблема стояла довольно остро. В силу чего было принято Постановление ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях», согласно которому предполагалось к осени 1930 г. из состава районных, окружных работников, из окончивших и оканчивающих совпартшколы, педтехникумы и рабфаки, подобрать не меньше 10 тысяч коммунистов и комсомольцев для изб-читален с закреплением их на местах не менее чем на 3 года.
Предпринимаемые меры (и мы говорим, конечно, не только о работе изб-читален) привели к повышению уровня грамотности взрослого населения. Однако по данным переписи населения 1937 года в целом по СССР почти каждый четвертый человек в возрасте 10 лет и старше все еще не умел читать.
Полностью о преодолении вопиющей безграмотности населения можно говорить лишь в период после Великой Отечественной войны с организацией действительно эффективной системы школьного образования. А избы-читальни стали постепенно утрачивать свое первоначальное значение и в большинстве случаев трансформировались в сельские клубы, дома культуры и библиотеки.
В моем тг-канале еще больше интересного https://t.me/alvoskresenskaya
Познакомиться с моим творчеством можно на Литрес https://www.litres.ru/author/alena-voskresenskaya