Начало - здесь:
Дело со строительством электростатической машины окончательно застопорилось. И мы решили искать альтернативные способы получить высокое напряжение. Впрочем, детская научная мысль наша все также вращалась вокруг электростатических генераторов, а именно - электризации предметов путем трения и механического переноса этих зарядов. Появился первый прибор для экспериментов по электростатике - электроскоп. Конструкция его ничем не отличалась от классической, описанной в том же учебнике физики: металлический стержень закреплялся в банке при помощи изолирующей крышки. На конце стержня подвешивались легкие листочки фольги. При касании противоположным концом стержня заряженного предмета - листочки расходились в разные стороны. По тому, насколько сильно расходились листочки, можно было определить степень наэлектризованности предмета.
С этого момента все подряд бытовые вещи - расчески, шариковые ручки, тарелки, кусочки шерстяных тканей, меха и проч. - интересовали меня прежде всего с одной практической стороны: насколько сильно они электризуются при трении друг о друга.
Первая мысль, которая казалась очевидной - наэлектризовать что-нибудь ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ! Для этого раздобыт был приличных размеров лист плексигласа, который с усердием натирался меховой подушкой. Заряд с этой пластины я пытался собрать в лейденскую банку. Были определены оптимальные условия для электризации: предметы должны быть А - чистыми и Б - абсолютно сухими.
Вблизи этой пластины в полной темноте уже можно было наблюдать едва заметное свечение острых предметов - коронный разряд, а также наблюдать газовый разряд в неоновых лампочках и даже в лампах дневного света. Но получить столь либо заметную искру так и не получалось. Было очевидно, что электризация чисто трением - путь тупиковый. И я снова принялся за поиск информации.
Во время летнего отдыха в лагере на море - я решил сходить в местную библиотеку. Из интересного там оказался только очередной старенький учебник физики. Но в нем оказалась небольшая заметка об электрофоре Вольта.
Это простейшее устройство представляло собой металлический диск А с изолирующей ручкой, который клали на наэлектризованную пластину В. При этом нижняя часть диска заряжалась противоположно заряду пластины, а верхняя - одноименно. Если в таком положении коснуться пальцем диска, то одноименный заряд стекал через тело, оставляя на диске только одноименный заряд. После этого диск можно было поднять за изолирующую ручку и на нем оставался накопленный заряд. Процесс похож на заряд конденсатора, только с одной обкладкой.
Первый мой электрофор мало чем отличался от того, который показан на рисунке. В качестве металлического диска использовалась крышка от жестяной коробки из-под печенья, а в качестве изолирующей ручки - корпус от маркера, приклеенный пластилином. Ну а источником заряда служил все тот же лист плексигласа.
Электрофор позволял уже получать крохотные, но все же настоящие искры! А главной прелестью было то, что операцию заряда/разряда можно было повторять сколь угодно раз, не натирая каждый раз лист пластика шерстью.
Свои опыты мы со Стасом демонстрировали изумленной публике в классе. Другие ребята тоже стали их повторять. Шло настоящее соревнование в длине и мощности искры! И быстро выяснилось, что размер здесь имеет значение. А именно - размер металлического диска.
В результате дальнейших усовершенствований и "гонки за длиной разряда" явилась следующая конструкция "электрофора наоборот" (см. рисунок): на 4 пластмассовых стаканах (3) (как стол на ножках) закреплялся большой металлический противень (2). К нему подключался один электрод искрового разрядника (4), а второй электрод был заземлен на трубу отопления. Над этим "столиком" сверху нужно было опускать и поднимать наэлектризованный лист плексигласа. В результате перезарядки в разряднике проскакивала искра. Длину искры мне тогда так и не удалось довести выше 5 миллиметров, но она была достаточно яркая, чтобы можно было ее видеть днем. При касании пальцем "столик" уже ощутимо бился током.
На следующий учебный год наша добрая физичка Лариса Евгеньевна перешла работать в другую школу. Доступ в кабинет физики нам был закрыт. А процесс усовершенствования электростатических машин прекратился.