Как я уже говорил, мы остановились в гостевом доме при единственной на острове церкви - Державной иконы Божией Матери. Интересна история ее появления. В 2000 году в Иркутске жила женщина, которая, похоронив мужа, увидела во сне ступающую по Ольхону Богородицу. Одинокая набожная женщина продала городскую квартиру, купила домик в Хужире и начала строительство храма за собственные деньги. Оставшуюся сумму по крупицам собрали крещеные буряты (православные появились на острове еще в XVIII в). За 6 лет церковь была построена.
Нас поразило гостеприимство священника. Здесь принимали путешественников со всех концов мира, не прося ни копейки взамен. Платой за чистый теплый коттедж была посильная помощь в хозяйстве, которая ограничивалась двумя-тремя часами в день.
Однажды смешные итальянские путешественники дегустировали русскую водку прямо в гостевом доме. Вдруг в комнату вошел батюшка с ящиком помидоров в руках. Посмотрел на них, поставил ящик на стол с водкой и сказал:
- Это с нашего огорода. Угощайтесь.
Никакого осуждения относительно пьющих на церковной территории. Никакого презрения...
В самОй церкви вы не найдете ни ценников, ни кассира. Книги, иконы, свечи - все лежит на прилавке у входа под табличкой "жертва". Этот маленький уютный приход начисто лишен привычной церковной рыночности.
Как-то раз в дом постучали. Вошел старик - без пяти минут Хоттабыч. Все в нем было необычно: длинные седые волосы и борода, широкая шляпа, даже рюкзак - огромный, квадратный - таких я еще не видел. Представился Иоанном Горненским.
Сели за стол, разговорились. Оказалось, наш гость путешествует всеми возможными способами и пишет книги по сакральной географии. При том свои мистические изыскания он каким-то образом соотносит с христовой верой. Долгое время он в одиночестве бродил по Памиру, молился и чертил круги вокруг палатки, собирал материал для книги "Тайны Памира".
Помню, как он сказал, стоя ночью на крыльце: "Я повидал множество мест, но ольхонские звезды в своей красоте сравнимы разве что с памирскими".
[продолжение следует]