Найти тему

Теория здоровья и фитопатология. Или почему болеют растения?

Дорогой заинтересованный искатель здоровья, вот наступил день, когда мы можем продолжить свои философские размышления по обширной тематике теории здоровья. И не забываем, параллельно нами исследуется электромагнетизм, который лежит в основе здоровья организма. Между тем, мы «ходим вокруг да около» солнечной энергии в поиске наработок для нашей концепции. И этот путь привёл нас к минералам, так как именно они способны аккумулировать энергию Солнца. Но подчеркнём другой важный момент, живая материя как раз способна использовать энергию для поддержки своей структурной организации. Если этого не происходит, то система распадается. Поэтому жизнь выступает внутренним системообразующим фактором, по нашему мнению. И это всё очень наглядно смотрится на примере растений, которые, между прочим, могут болеть.

Таким образом, какие есть отношения у растений с электромагнетизмом? На самом деле, прямые отношения, ибо «растительные организмы способны использовать свет не только как источник энергии, но и как эффективный фактор, с помощью которого осуществляется регуляция процессов роста и развития растения. Наиболее существенную информационную нагрузку при этом несут красная и синяя области спектра».[1] То есть для растений свет - это всё, вся их жизнь! Пусть так, но издревле люди лечились по большей части именно растениями. Случайно? Конечно, нет, но растения, в целом, чувствительны к свету, он им нужен, в том числе и для создания питательных веществ. «Растения усваивают солнечную энергию и самостоятельно создают питательные вещества в процессе фотосинтеза».[2] Вообще, растения создают пищу, которой питаемся и мы, люди.

Чем питаются растения? Да, они заодно со светом поглощают минералы. Отлично, выходит, что минералы также «обогащены» энергией. В 1895 г. немецкий учёный Р. Майер высказал идею о превращении лучистой энергии Солнца, захваченной растительностью, в химическую энергию. Он впервые показал, что солнечная энергия пребывает в потенциальном состоянии не только в каменном угле, но и в биогенных минералах углерода».[3] Вот, кстати, про углерод, на который «охотятся» те же микроорганизмы. Во всяком случае, энергия нужна всем формам жизни, пусть они и получают её по-разному. «Живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей их среды - либо в форме органических питательных веществ, либо в виде энергии солнечного излучения».[4]

Как бы там ни было, не только растениям нужны минералы для питания, но и микробам. А где они их берут? Необходимые для жизни минеральные вещества микроорганизмы получают из естественной питательной среды. Серу бактерии получают из сульфатов или из некоторых аминокислот (цистин, цистеин), Фосфор входит в состав фосфорнокислых солей. Калий, магний, железо микроорганизмы также получают из различных солей».[5] Ага, из окружающей среды минералы поступают в клетки, питают их. Энергией? Между тем, источником энергии для микроорганизмов могут быть свет или химическое вещество. А источниками углерода для них являются углекислый газ, органическое вещество. Нет, а мы же про растения! Организмы, которые, между прочим, могут болеть.

Вообще, что такое болезнь в отношении растений? «Болезнь растения - это нарушение нормального строения и обмена веществ клеток, органов и целого растения под воздействием фитопатогенов, неблагоприятных условий внешней среды, механических повреждений и др.».[6] То есть, если просто, какие-то негативные факторы воздействуют на обмен веществ растений, что приводит к их заболеваниям. Ну да, как-то так, между тем, «важнейшая особенность живых систем заключается в том, что их жизнь невозможна без притока в них энергии, обмена веществ и обмена информацией».[7] Другими словами, обмен является признаком жизни! Что-то не так с обменом, и всё, появляются проблемы со здоровьем.

Что ещё такое обмен веществ (в плане происходящих процессов)? «Эти процессы являются очень важными, т.к. стабилизируют метаболизм, который является динамичным процессом, изменяющимся при выделении или поглощении определённых субстратов».[8] Вот именно, речь идёт о динамическом процессе, суть которого выражается в динамическом равновесии. И причём тут энергия? Но ведь предназначение обмена веществ заключается «в переработке и усвоении различных поступающих из внешней среды соединений и веществ в целях построения всех клеточно-тканевых структур организма и обеспечения их жизненных функций энергией, а также в выделении продуктов обмена во внешнюю среду».[9] Энергией?

Хорошо, а мы же про растения. И чего? «Физиология растений изучает превращение веществ, превращение формы, превращение энергии и превращение информации. Обмен веществом, энергией и информацией составляет основу деятельности саморегулирующейся системы, в том числе и растения. Каждая клетка и растение в целом обладают способностью адекватно оценивать параметры внешней и внутренней среды и быстро реагировать на их изменение».[10] Кстати, что касается энергетического аспекта обмена, если везде спокойно, растение ничего не тревожит, то оно находится как бы в состоянии естественного покоя. Растёт себе, развивается, плодоносит и так далее. Если говорить про отдельные клетки организма, то «в состоянии покоя клетки устанавливается динамическое равновесие между числом выходящих из клетки и входящих в неё ионов K+.[11] Как видим, снова динамическое равновесие, но оно обеспечивается ионным обменом. А ведь растения, по существу, и питаются минеральными ионами. А это энергия?

Однажды мы определились для себя, что потенциал покоя - это где-то динамическое равновесие электромагнитного поля. Данное наше отступление к вопросу о солнечной энергии, между прочим. Растительные организмы способны использовать свет как источник энергии, следовательно, их состояние динамического равновесия с окружающей средой обеспечивается как раз электромагнитным полем. Выходит, с его негативных изменений и начинаются болезни. Но тут ещё предстоит сложить соответствующую картинку.

Ладно, с физиологий растений и обменом веществ предварительно относительно разобрались. И по каким всё-таки причинам растения могут заболеть? На самом деле, «все болезни растений делят на две группы: неинфекционные (непаразитарные) и инфекционные (паразитарные)».[12] Проблемой паразитов будем отдельно серьёзно заниматься, в своё время, сейчас пока больше внимания уделим неинфекционным болезнетворным факторам. Почему болеют растения в данном случае? Об этом в продолжение нашей темы.

[1] Медведев С.С. Физиология растений: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 385

[2] Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. С. 237

[3] Энергетика осадочного процесса / П.П. Тимофеев, А.В. Щербаков, В. А. Ильин. — M.: Наука, 1989. С. 8

[4] Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. Т.1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. С. 12

[5] Литусов Н.В. Физиология бактерий. Иллюстрированное учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2015. С. 19

[6] ЛЕКЦИИ ПО ФИТОПАТОЛОГИИ. Учебное пособие для аспирантов сельскохозяйственного направления. – Майкоп: изд-во МГТУ, 2015. С. 4

[7] Философия наук о живой природе: учебное пособие для аспирантов / В.В. Кашин – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 15

[8] Нормальная физиология : курс лекций / В. И. Кузнецов [и др.] ; под ред. В. И. Кузнецова. – 4-е изд. – Витебск : ВГМУ, 2017. С. 13

[9] Нормальная физиология : курс лекций / В. И. Кузнецов [и др.] ; под ред. В. И. Кузнецова. – 4-е изд. – Витебск : ВГМУ, 2017. С. 384

[10] Медведев С.С. Физиология растений: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 4

[11] Нормальная физиология: Учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. С. 46

[12] ЛЕКЦИИ ПО ФИТОПАТОЛОГИИ. Учебное пособие для аспирантов сельскохозяйственного направления. – Майкоп: изд-во МГТУ, 2015. С. 6