Как начальник отдела Службы информационно-управляющих систем Алла Калиненко овладела искусством восточных единоборств.
Говорят, во второй половине жизни все только начинается. Так и вышло у Аллы Калиненко, руководителя отдела ведения нормативно-справочной информации Службы информационно-управляющих систем. Однажды, по большому счету случайно, она оказалась на занятии китайской гимнастикой в федерации ушу «Северный ветер». Да так и влюбилась в эту умиротворяющую атмосферу класса, утонченную глубину и мудрость древних восточных мастеров, которая учит не сражаться, а «жить так, чтобы сражаться не приходилось».
Эти слова, кстати, приписывают легендарному мастеру Ян Лучаню, благодаря которому великое таинство из закрытого учения трансформировалось со временем в известнейшие стили ушу. Чем держит своих последователей эта популярная сегодня оздоровительная и духовная практика? Как можно овладеть эффектными приемами самообороны вкупе с универсальными методами саморегуляции, а главное, для чего это делать? Об этом мы беседуем с человеком, посвятившим изучению восточных единоборств больше десяти лет жизни.
— Алла, расскажите, как и когда вы начали свое духовное путешествие в мистический мир ушу? Чем для вас он оказался привлекателен?
— Однажды я поддалась на уговоры домашних и согласилась попробовать китайскую гимнастику в целях исключительно прикладных: для укрепления здоровья. Супруг и дочь к тому времени уже распробовали экзотический вкус занятий в технике Вин Чунь, я же была только наслышана о мастерстве учителя — Андрея Мамасуева, который ведет группы в СОК «Зенит». И решила попробовать для начала китайскую гимнастику.
С первой тренировки я поняла, что это мое. Даже те же простые шаги и стойки мне очень понравились! Ты настолько расслабляешься, погружаешься в момент здесь и сейчас... Со мной впервые такое случилось: я почувствовала удовлетворение от того, что нашла свой вид спорта. Это очень меня захватило!
Главное качество хорошего ученика — послушание
Дальше — больше. По мере развития практики я ушла с головой в Тай Чи (тайцзицюань), а после попробовала и боевой Вин Чунь. Оба эти направления ушу близки, но имеют отличия. Тай Чи — более популярная разновидность, носит скорее оздоровительный характер, хотя в переводе само слово означает «Кулак Великого Предела». Это работа тела, ума, духа, энергии. Вся техника состоит из действия и противовеса ему, обретения баланса между инь и ян. Нечто единое состоит из противоположностей. А мы контролируем их и себя в связке с ними.
— Китайские боевые искусства классифицируются по разным стилям — мягкий-жесткий, северный-южный. К каким из них можно отнести направления, которыми вы занимаетесь?
— В Тай Чи у нас традиционный стиль Ян. Это такая классика. Он является одним из двух наиболее популярных направлений. Наш более мягкий, размеренный. Тренировка позволяет успокоить ум, погрузиться в себя, настроить дыхание, избавиться от всего лишнего, что тяготит. Есть разные комплексы, разные упражнения, формы и стойки.
А вот в совершенствовании самой техники — нет предела. Все новички на первом этапе монотонно нарабатывают технику, ведут однообразную работу. Плоды ее можно почувствовать со временем. Но многие не успевают — они бросают после первой тренировки. В основном это те, кому не хватает терпения, кто любит быстрый результат. Само понятие следует трактовать как духовный инструмент, раздвигающий границы возможного. Когда вам кажется, что вы достигли вершины мастерства в чем‑либо, на самом деле это только начало.
А под загадочным названием Вин Чунь, в переводе с китайского — «вечная весна», вы обнаружите уникальный, динамичный вид единоборств с рациональной техникой и четкой теорией. Его визитная карточка — это ближний контактный бой с быстрыми ударами, плотной защитой в подвижной стойке.
— Ваш образ, если честно, абсолютно не вяжется с боевым искусством — вы производите впечатление человека мягкого, спокойного и готового к компромиссу. Есть ли у вас некое собственное определение термину «боевые искусства»?
— «Боевое» применительно ко мне означает, в первую очередь, проявление воли и силы духа в части намерения, регулярности тренировок, постановки целей и их достижения. А слово «искусство» говорит само за себя. Китайские техники — это действительно искусство. Красивое, изящное, совершенное! Техники эти обладают магнетизмом, завораживают. Наслаждаться работой настоящего мастера можно бесконечно.
Будь честным с собой и другими
— Был ли у вас в жизни момент, когда вы почувствовали себя мастером? Как и когда это было?
— Нет, что вы! До мастера мне еще далеко. Это прекрасно понимаешь, когда видишь себя со стороны. Мы стали записывать видео выступлений на соревнованиях. И там все наглядно! Однако радость участвовать в подобных выступлениях это не умаляет. Для соревнований ты выбираешь направление, которое будешь показывать, заявляешь программу. У взрослых это два вида — один комплекс обязательно с оружием. Выходишь на ковер, выполняешь программу и ждешь вердикта. Первая победа на соревнованиях мне очень запомнилась!
— Какие личности вас вдохновляют? И кто повлиял на то, чем вы сейчас занимаетесь?
— Для меня всегда примером и эталоном, образом для подражания была, в первую очередь, мама. Она, несмотря на свою мягкость и доброту, очень сильный и целеустремленный человек, такой внутри стержень! Никогда не была она ни громкой, ни грубой, ни резкой, но ее стремление к жизни, желание поставить детей на крыло вдохновляло.
И всегда, когда мне трудно, я вспоминаю ее мягкую твердость. Вероятно, что все, что захватывает меня в китайских боевых искусствах — усилие без усилий, движение в покое, действие и противодействие, сила и мягкость, — они как одно целое, дополняют друг друга.
— Какими качествами должен обладать ученик, а какими — наставник в боевых искусствах?
— Наставник — терпением, а ученик — послушанием, хотя это свойство сегодня не в моде. Но без этого качества ничего вообще не произойдет. Если не будем слушать учителя — все мимо. Никогда не достигнем результата. Все китайские мудрецы с чего начинают? Они учат тому, чтобы ученики освободили сознание от суетных мыслей и стали созерцать свой внутренний мир. Тогда знания будут впитываться, ты станешь двигаться вперед.
— Что вы цените в людях в свете вашей жизненной философии, сформированной под влиянием Востока?
— Самое ценное — это быть честным по отношению к себе и к другим. Загляни в свою душу и будь честным с собой. Поступай так же с другими. Честность дает чистоту и правильное восприятие мира. Если я честна перед собой, мне не захочется делать плохо другим. Будь мы все и всегда честны с собой, относились бы мы к другим справедливо и по душе, мир стал бы значительно добрее. Потому что люди бы повернулись друг к другу лицом.
Это только начало
— О чем бы вы рассказали в своей книге, если бы решились на ее написание?
— Мне еще рано думать о мемуарах! Я только сейчас начинаю познавать отдельные стороны жизни, ранее мне неизвестные. И это очень интересно!
Захватывает. Если говорить о будущем в разрезе моего увлечения боевыми искусствами, то у меня еще все впереди. Есть люди в Китае, которые успешно практикуют Тай Чи будучи в возрасте 90 лет. Вот такая перспектива меня весьма вдохновляет!
— Какое напутствие вы дадите людям, которые пока не знакомы с миром боевых искусств?
— Пока не попробуете, не поймете! Боевые искусства — это то, что нужно испытать на собственном опыте.
| Досье |
Алла Калиненко работает в ООО «Газпром добыча Ноябрьск» с2005 года. В 1993 году защитила дипломную работу по специальности «информационно-измерительная техника» в Киевском политехническом институте и переехала на Север.
Начинала в должности программиста в Управлении автоматизации и метрологического обеспечения, с2009 года — инженер в Службе
ИУС, с 2018 года трудится в должности начальника отдела ведения нормативно-справочной информации СИУС.