Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Плоть Кретации» Энди Смайли: неукротимая планета для неукротимых астартес

Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о небольшой повести, в которой рассказывается об одном из самых… термоядерных орденов-наследников Сангвиния — о Расчленителях. Эти астартес с гордостью утверждают, что являются младшими из сыновей Ангела и воплощением самой разгневанной части его натуры, что они пытались затупить свою ярость о сами звезды. Увы — у них не получилось. И вот в ходе очередной боевой операции Расчленители под предводительством знаменитого Амита находят себе новый родной мир, достойный их свирепого ордена. Давайте посмотрим, что об этом повествует «Плоть Кретации» за авторством Энди Смайли.

Смайли написал довольно много рассказов и новелл о Расчленителях, «Плоть Кретации» среди них — одна из самых известных работ. Что ж, нас снова отправляют на «Неукротимую планету» — теперь вместе с Расчленителями, которые сами по себе те еще буйные вояки (если вы вдруг не читали этот роман Гаррисона, очень советую, вот только в мире Вархаммера никто не ищет точки соприкосновения). В качестве введения нам немного рассказывается о жизни на самой Кретации. Мы видим сцены охоты и регулярных стычек. Кретация, по классификации Империума, это мир смерти. Жить там почти невозможно из-за адского климата, вулканической активности и опасных хищников, однако люди как-то выживают, правда, их общество находится на очень низкой ступени развития. Но в начале книги людям придется столкнуться не с кретацийским хищником, а с разумным захватчиком — орком. И дикари Кретации отбиваются от орков на поверхности, не ведая, что над их головами магистр Насир Амит — тот самый, ветеран Ереси, сражавшийся под руководством самого Сангвиния — ведет с зеленокожими войну в пустоте…

На первый взгляд Амит выглядит вполне здравомыслящим. Он хвалит капитана своего флагмана, строит планы на дальнейшие боевые действия, взвешивает возможность того, что часть орков уцелела… Но уже видно, насколько у него тяжелый характер. Сначала магистр пренебрежительно высказывается о других орденах астартес (в первый раз, но не в последний, его послушать, так нет в Галактике достойного ордена, кроме самих Расчленителей). Затем выясняется, что боевые действия Расчленители ведут не в одиночку: они участвуют в крестовом походе, а данный мир атакуют совместно со Звездными Фантомами, однако считаться с союзниками Амит не намерен. Хотя именно ему следовало бы действовать с оглядкой. От его ордена осталась одна-единственная рота. И она страдает от Черной Ярости. Причем у Расчленителей этой беде подвержены даже скауты.

Однако, каким бы ни был Амит, он все же задумывается: когда будут выиграны все войны и завоеваны все миры, какую память оставят по себе Расчленители?

Смайли подробно описывает ощущения космодесантников, над которыми, как дамоклов меч, нависает опасность попасть в Роту Смерти. От этого невозможно скрыться и уберечься, гнев так и стучит в висках. Особой сердечности между ними нет, хотя братство — все еще не пустой звук. В отделении скаутов вообще царит взаимная вражда. Сдается мне, что Сангвиний не обрадовался бы такому поведению… а внешне его потомки очень похожи на прародителя; особо подчеркивается, что у изначально темнокожего скаута светлеют волосы и кожа, а глаза приобретают синий цвет.

Тем временем Амит выдает примечательную стратагему: «Когда сомневаешься, брат, убивай всех». Этакий Симон де Монфор далекого темного будущего!

Худ. Alexey Potorochin
Худ. Alexey Potorochin

Естественно, если собираешься почитать о Расчленителях, готовься к расчлененке, а также к многочисленным дракам, сражениям, ритуальному и просто в горячке боя вкушению крови, словом, к насилию во всех видах и формах. На этот счет Смайли не подвел. Особый упор в книге делается на противостоянии неблагоприятной природе. Флора и фауна Кретации не особенно оригинальна (кто ни разу не видел в кино и играх зубастые хищные растения, маякните, может, вам повезло больше, чем мне), но сожрать скаута Космодесанта вполне в состоянии.

Любопытна сцена, в которой абориген планеты наблюдает за высадкой космодесантников. В этой сцене нашлось место эпизоду, где космодесантник вырывает древний меч, воткнутый в камень. Смайли использует популярнейший для англоязычной литературы былинный мотив из легенд о короле Артуре (я в курсе, что король Артур гримдарк фа фьюче — это Лев, но кто помешает обыграть ту же легенду еще и еще раз? Писатели БЛ именно это и делают!). Впрочем, дикари английского фольклора не знают, поэтому оценивают события лишь с точки зрения того, легко ли победить такого воина…

У Расчленителей на Кретации — рутинная, но необходимая задача. Найти выживших орков. Уничтожить. Учитывая, что они размножаются спорами, их мало обезвредить или отбросить; если останутся споры, вскоре Империум получит новый ВАААГХ!! — и поэтому Расчленители ищут споры, чтобы их выжечь огнеметами. Многие из высадившихся даже предлагают выжечь планету целиком с орбиты. Даже то, что на планете, оказывается, есть люди, их не смущает. Дикарей, кстати, тоже ничего не смущает — это примитивные и агрессивные существа…

Но их священный талисман привлекает внимание астартес.

Когда тебя боятся даже союзники... Худ. Иван Клименко
Когда тебя боятся даже союзники... Худ. Иван Клименко

От того, что произойдет в финале, никакие талисманы не спасут. Еще раз: мы имеем дело с Расчленителями. Это — откровенные плохие парни среди лоялистов. Но их культ силы и драматический фатализм стяжает им известное количество поклонников. Я не могу сказать, что «Плоть Кретации» является выдающимся произведением. Смайли постарался описать и душевные переживания, и напрасные надежды героев, дать им какое-то развитие, но, похоже, ему не хватило писательского мастерства. К тому же повесть во многом вторична. Однако она достаточно информативна и дает представление об ордене Расчленителей в те времена, когда им еще руководил сам основатель ордена Амит, полна динамичных и драматичных эпизодов — а что еще требуется от фантастического боевика?