Как всё начиналось. Бразилия, 1958 год. Молодой музыкант Жуау Жилберту пришел в студию, чтобы записать свою версию песни Chega de Saudade. Месяцем ранее эта песня вышла на альбоме Элизет Кардосу - там Жилберту играл на гитаре. Это была классическая Samba-canção (“песенная самба”) - с богатым оркестром и ярким вокалом. Свою версию Жуау сделал более камерной: из инструментов - только гитара, флейта и перкуссия; мягкие “джазовые” аккорды, вокал - спокойный, почти шепот, в духе джазового вокалиста Чета Бейкера. Хотя на пластинке было написано “Samba-canção”, это была первая песня в новом стиле - босса-нове.
Новая музыка для новой Бразилии. “Босса-нова” в переводе и означает что-то вроде “новая фишка” или “новая тема”. Бразилии в те годы очень нужна была новая музыка. Пришедший к власти либерал Кубичек пытался избавить страну от наследия милитаристских режимов, правивших ей долгие годы. Chega de Saudade по-португальски значит “Хватит тосковать”. Песня стала манифестом оптимизма и духа обновления, который тогда витал в стране. За один только 1959 год вышло 17 альбомов в стиле босса-нова - внушительный показатель для регионального стиля.
Имена. Кроме Жилберту, главными "героями" нового стиля стали композитор Антонио Карлос Жобим, поэт Винисиус Мораэш - авторы собственно Chega de Saudade и многих других песен, ставших символами босса-новы. И именно они написали, наверно, главный хит этого стиля - песню Garota de Ipanema (в англоязычной версии - The Girl From Ipanema). Песня была написана в 1962 году, но супер-хитом стала в 1964, когда Жуау Жилберту записал совместный альбом с американским джазовым саксофонистом Стэном Гетцем. На альбоме песня должна была прозвучать на английском, и нужен был кто-то, кто бы её исполнил без акцента. Этим “кто-то” стала жена Жилберту - Аструд. Её хрупкий голос придал песне новую краску, а сама Аструд Жилберту стала еще одним “лицом” этого стиля, может даже самым известным.
Не только Бразилия. Альбом Getz/Gilberto - пик популярности босса-новы как в Бразилии, так и в США. Еще в 1962 году Гетц записал вместе с американским джазовым гитаристом Чарли Бердом альбом Jazz Samba, в том же году главные лица стиля выступили в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Для американских джазовых музыкантов босса-нова была приятной альтернативой популярным в те годы фри-джазу, “третьему течению” и пост-бопу. Интерес к стилю проявил Фрэнк Синатра, записавший совместный альбом с Антонио Карлосом Жобимом. Дебютный альбом The Doors открывается ритмом босса-новы.
Конец эпохи. В 1964 году в Бразилии произошел очередной военный переворот, и “золотой век” босса-новы закончился. Для консерваторов босса-нова была слишком “американизированной”, для радикалов - слишком политически нейтральной. Многие лица босса-новы уехали из страны. Но сам стиль никуда не делся, более того - в топе альбомов босса-новы по версии RYM полно альбомов из 70-х. Плюс жанр оказал огромное влияние на другие стили - от бразильских MPB или самба-рока до европейского софисти-попа и японского сибуя-кей.
Интересный факт. В СССР босса-нова не была культовым явлением, каким был, например, твист. Однако песен в этом стиле вышло так много, что в 2005 году фирма "Мелодия" выпустила сборники советской босса-новы аж на 4 дисках. Послушать можно здесь (нужно зайти в альбом, там будут ссылки на примерно все стриминговые сервисы).
Что дальше? Если хотите погрузиться в тему босса-новы глубже, рекомендую этот материал в рамках проекта RYM Ultimate Box Set. Там и подборка ключевых песен жанра с комментариями, и плейлисты, и список того, что нужно почитать, чтобы больше узнать об этом стиле. Хорошие “штатные” плейлисты есть и на Яндекс Музыке, и в Apple Music. Я к каждому посту также буду делать небольшие ознакомительные плейлисты на Ютубе (потому что на стриминговых сервисах часто чего-то не бывает, а на Ютубе есть всё). Плейлист
От автора. Всем привет! Это первая статья моего проекта “Священный рандом”. У меня есть список из 2,5 тысяч музыкальных жанров (выгруженных с сайта rateyourmusic.com), мне случайный образом выпадает один из них, я его изучаю, слушаю, читаю и рассказываю вам. Кайф в том, что любой жанр, от самого популярного до никому не известного, имеет равные шансы быть выбранным. А значит, можно услышать что-то совершенно новое или по-другому взглянуть на давно известное. Если вам интересно отправиться в это музыкальное путешествие вместе со мной - подписывайтесь:)