Найти тему

Работа с неговорящими детьми

Ну, что поделаешь, голова у малышей работает активно, особенно старается образное мышление ( по сути, негативное). Логическое (позитивное), отделившееся от образного с появлением речи, немного отстаёт.

У взрослых, например афазиков, речь уже была сформирована и  связана с определенным опытом.Вот только язык не слушается, если пострадало аналитическое, левое полушарие. У детей такие связи отсутствуют, их предстоит создать.

Такое положение, с одной стороны, имеет свои минусы, а с другой — несомненные плюсы. Минусы сводятся к тому, что у ребенка не было речевого опыта, и его оживление не имеет смысла. Копятся страхи и непонимание, почему не получается произнести звукосочетания, естественно, ребёнок отказывается что-то произносить.

ЧТО ДЕЛАТЬ.

Обходные методы нужно выбирать осторожно, просить произнести гласные вместе с ребёнком. а потом по очереди. Радоваться, что получилось, без оценки ребёнка (ты молодец), а отмечать само произнесение (хорошо сказал, получилось).

 Л.С. Выготский разработал систему работы с зонами ближнего и дальнего развития, а также включения опережающего развития. Последнее состоит в том, что новый вид деятельности осваивается в период, когда предыдущий до конца не отработан.
Проще говоря, просите что-то сделать вместе, что ещё довольно трудно. Если не получилось спокойно переходите на более лёгкую работу, которая уже видится ребёнку как ерунда и он уже не сильно боится, что не сможет.
Если не начать заниматься. будут серьёзные проблемы.

Отсутствие полноценной речи к трём годам — это тревожный сигнал. Ребёнок придумывает свою речь, состоящую из коротких слогов и жестикуляции, побуждая взрослых домысливать то, что он хотел сказать. И взрослый, и ребёнок попадают в ловушку: взрослый сам договаривает то, что хотел, но не смог сказать ребёнок, а он, перестаёт хотеть говорить. Ведь все и так понимают.

Первое, что нужно сделать взрослым - делать вид, что не поняли, чего ребёнок хочет, искренне пытаясь понять. но не получается. Несколько раз в день так делать. Будет крик, возмущение, наберитесь терпения.

Потом, когда ребёнок попытается сказать хотя бы звук, нужно самому взрослому сказать, медленно, по слогам, прохлопывая их вместе с ребёнком одной рукой, например, по коленке, а потом  побудить его повторить уже вместе с ним.

Очень важно задавать вопрос с выбором ответа: ты хочешь молока или чаю? Ребёнок будет вынужден сказать, а не просто кивнуть головой.

Если ребёнок до трёх лет вообще молчит, всё понимает, то можно начинать с пения гласных и чтения. Начинать нужно с простых слов АУ, УА, МА, МУ, АМ, УМ, САМ ит.д. Буквы можно лепить из пластилина, начинать со слов, у которых звуки тянутся, исключить звуки К,Г,Б,П,Д,Т  в начале слов. После трёх лет такие дети начинают говорить без особого побуждения, потому что у них психомоторика достаточно созрела.

Логопедическую работу  следует начинать рано. Важно, чтобы она не сводилась  только к тому, как произносить звуки речи. Главным в обучении должно быть включение фонематического слуха, умение прохлопывать слоги слова, выделяя ударный. Потом можно начинать формирование словаря, развитие грамматических навыков, обучение связной речи, способы ее интонационного оформления т.д.

Таким образом, обходные методы состоят  в обращении к букве как аналогу звука речи, воспринимаемого на слух, или же к графическому образу слова как аналогу слова звучащего, т.е. к чтению. Очень хорошо обучать глобальному способу чтения сразу целыми словами.

Графический (буквенный образ) слова активизирует преимущественно теменно-затылочные зоны обоих полушарий. Слуховой образ обрабатывается височной левой и частично правой зонами (абрис слова).
 Первые произнесенные ребенком, а также взрослыми слова или их фрагменты «достигают» уха ребенка и побуждают вслушиваться в слова.
Итак, неговорящих детей  целесообразно учить читать и писать прежде, чем они начнут говорить «со слуха», нарушая естественную «логику речевого развития».


Стимулировать психическое и речевое развитие ребенка, если обнаруживается, что оно не соответствует норме, необходимо с самого раннего возраста, практически с нуля.

Отсутствие у ребенка гуления или его слабость, неактивность в двух-трехмесячном возрасте — показатель функциональной недостаточности подкоркового уровня (слабое побуждение к различного рода движениям, преимущественно итеративного характера). Необходимо, чтобы они были специально стимулированы.

С самыми маленькими детьми, у которых отсутствует гуление или активность его чрезвычайно мала, работа состоит в произнесении медленно слогов взрослыми, чуть нараспев, привлекая внимание малыша к артикуляции взрослого и побуждая ребёнка к гулению. Разговаривать с ребёнком с одновременным поглаживанием его по спине или руке во время произнесения слогов. Эти меры рассчитаны на вызов раннего подражательного рефлекса.


В том случае, если у ребенка в 6 - 8 месяцев отсутствует лепет, необходима, так же, как и при отсутствии гуления, его стимуляция..

Таким образом, важно привлечение внимания ребенка к лицу говорящего, к артикуляционным позам при произнесении разных слогов так, чтобы ребенок имел возможность хорошо слышать звучание и видеть артикуляцию звуков речи: «ба-ба-ба; да-да-да-да; га-га-га; ту-ту; па-па-па-па; ба-ба-ба; бу-бу-бу; би-би-би; бы-бы-бы; аба-ба; абу-бу; абиб-би; абы-бы»... Полезно также играть с губами, лицом ребенка. Говорите не торопясь, чётко.

Каждая цепочка произносится нарочито ритмично и медленно. Слоги, воспроизводимые в заданном ритме, являются крайне важным стимулом. Он рассчитан на то, что включившиеся в деятельность подкорковые структуры мозга автоматически окажут восходящие активирующие влияния на кору мозга.

Эти приемы стимулируют височные (слуховые) доли мозга, которые в конечном итоге становятся основными в осуществлении речевой функции.
Очень важно развивать гибкость и ловкость пальчиков, проводить массаж кистей рук, пальчиков, особенно первой фаланги и подушечек.
Делать массаж воротниковой зоны плеч, щёк, губной мышцы, языка.

Делать упражнения по управляемым движениям при произношении гласных. А О У Э И Ы. Со звуком и без звука.

Сочетание этих звуков с опорой на один из них ( как в словах выделение ударного гласного). Движения должны быть максимально осознанными и произвольными с контролем слуха, по крайней мере настраивать вслушивание в собственные звуки.

Главное, быть спокойными, радоваться успехам.