Найти в Дзене
Отражение науки

«Идеальный шторм» немецкой энергетики.

В прошлом году была прекращена работа трёх последних атомных электростанций в Германии. Таким образом, эпоха ядерной энергетики Германии, длившаяся более шестидесяти лет, закончилась. Хотя, возможно, она лишь поставлена на паузу.

Первая западногерманская АЭС «Каль» была введена в эксплуатацию в Карлштайне-на-Майне в 1961 году. В последующем атомные станции стали расти в Западной Германии как грибы после дождя: практически каждый год появлялся очередной энергоблок. В итоге к 1989 году в ФРГ было построено 30 энергоблоков, что сделало эту страну одним из мировых передовиков атомной энергетики. К тому же и в Восточной Германии при помощи Советского Союза были построены 6 энергоблоков: последний в ГДР блок в Грайфсвальде был введён в эксплуатацию в 1989 году. В 90-е годы порядка трети всей электроэнергии объединённой Германии вырабатавалось именно на АЭС.

Первая западногерманская АЭС «Каль», Изображение: Sebastian Suchanek, CC BY-SA 2.5, commons.wikimedia.org
Первая западногерманская АЭС «Каль», Изображение: Sebastian Suchanek, CC BY-SA 2.5, commons.wikimedia.org

В первое десятилетие атомной энергетики западногерманское общественное мнение воспринимало этот вид энергии как вполне экологичный. Однако страна уже была очень богатой, проблем со снабжением альтернативными видами топлива тоже не было. На этой волне в 70-х годах в ФРГ стало набирать силу антиядерное движение. Активисты действовали весьма агрессивно: сценами столкновения демонстрантов с полицией изобиловали страницы европейских газет того времени. Впоследствии антиядерные активисты создали собственную партию, известную сейчас как «Зелёные». Ту самую партию, которая входит сейчас в правящую коалицию Германии.

Яхтинг на фоне атомной станции в Грайфсвальде. Изображение: commons.wikimedia.org
Яхтинг на фоне атомной станции в Грайфсвальде. Изображение: commons.wikimedia.org

По мере роста влияния «Зелёных» усиливалась и антиядерная риторика на государственном уровне. В итоге в 2002 году была принята программа поэтапного отказа Германии от атомной энергетики, которая и была завершена в прошлом году. Надо сказать, что консервативные партии Германии, ХДС и ХСС, все эти годы сопротивлялись, справедливо полагая, что немецкой экономике в результате претворения в жизнь такой программы станет несладко. Но противостоять активным либералам им оказалось не под силу. Тем более, что после катастрофы на японской АЭС «Фукусима» в 2011 году, общественное мнение Германии резко качнулось в сторону денуклеаризации. Доводы насчёт того, что Германия находится совсем в другой сейсмической зоне, и цунами, подобные японским, здесь крайне маловероятны, в расчёт уже не принимались.

АЭС Isar. Западная Германия. В настоящее время выведена из эксплуатации. Изображение: E.ON Kemkraft GmbH, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
АЭС Isar. Западная Германия. В настоящее время выведена из эксплуатации. Изображение: E.ON Kemkraft GmbH, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Чем же немцы заместили дыру в энергетическом балансе после закрытия АЭС? Понятно, что зелёная энергетика, столь милая сердцу «зелёных» политиков, эту функцию на себя взять не способна. Ситуация усугубляется ещё тем, что в Германии с 2020 года действует закон о поэтапном отказе от угля. Так что серьёзно нарастить производство электроэнергии на угольных теплоэлектростанциях также представляется проблематичным. Остаётся газ. Но и с использованием этого вида топлива проблем в Германии не меньше. Ведь после разрыва отношений с Россией, основным поставщиком голубого топлива на немецкий рынок, цены на природный газ попросту взлетели в космос. Но цены ценами, а где столь большие объёмы газа взять физически? Германия взяла в аренду несколько специализированных судов FSRU (плавучее хранилище и установка регазификации). Такие суда по-сути представляют собой настоящие СПГ-терминалы. Природный газ прибывает в Германию морем из разных старан, прежде всего из США и Объединённых Арабских Эмиратов, перекачивается на эти плавучие хранилища и затем распределяется по газовой системе страны.

Специализированное судно Hoegh Esperanza: ключевой элемент СПГ-терминала в порту Вильгельмсхафена. Изображение: commons.wikimedia.org
Специализированное судно Hoegh Esperanza: ключевой элемент СПГ-терминала в порту Вильгельмсхафена. Изображение: commons.wikimedia.org

Но одного газа мало: нужны электростанции, которые могут произвести из этого газа электроэнергию. А вот с этим проблема: существующих мощностей категорически не хватает. Сейчас планируется построить сразу четыре новых электростанции. Но это решение вызвало большие протесты среди зелёных активистов, поскольку даже природный газ, по их мнению, не является по-настоящему экологичным топливом. Правительство Германии успокаивает активистов тем, что со временем такие станции можно будет перевести на экологически чистый водород. Но водородная тема настолько сложная и дорогая, что рассчитывать на неё всерьёз в ближайшем времени не приходится.

В общем в электроэнергетике Германии куда не кинь — всюду клин. Похоже, что эффективной альтернативы российскому природному газу не существует в принципе. Что до водорода: наиболее массовый способ его промышленного производства основан на получении его из того же природного газа методом парового риформинга. Так что очень похоже, что и на немецкие водородные амбиции ответ может дать тоже только Россия. Разве что придётся отказаться от экологических амбиций и «расчехлить» атомные станции.