Почему раньше, до шестого века нашей эры, здесь, в этом прекрасном месте, на берегах пролива Босфор, между Черным и Средиземным морем, люди не основали город, совершенно непонятно. У греков даже был миф по этому поводу. Сын Посейдона, Визант, в перерывах между своими подвигами, решил создать город и спросил у Дельфийского оракула, где лучше. Напротив слепых, ответил ему Оракул, имея в виду основателей другой греческой колонии, Халкидон, на противоположном берегу Босфора, не заметивших, что здесь-то на мысе Золотой Рог лучше.
«Это город, который когда-то был греческой колонией, но в течение времени приобрел особое, даже сакральное значение, как в античном, в средневековом мире, так и в наше с вами время.» - Роман Зарапин (доцент кафедры всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ)
Всё вокруг словно способствовало тому, чтобы появилось здесь поселение с великим будущим. И природа, и география, и образованные дарийцы одной из древнегреческих племён это поняли. Так и появился город, который назвали Византией по имени легендарного мифологического персонажа.
«Сложно не процветать городу, который расположен на проливе Босфор, и это единственная связующая линия, которая ведёт из Европы напрямую в Азию через Малую Азию на Ближний Восток. И через Константинополь проходило множество торговых караванов. А с другой стороны, по проливу Босфор перемещаются торговые суда, которые плывут из Средиземного моря в Чёрное море и обратно. На протяжении веков на этой торговле Константинополь и разбогател.» - Роман Зарапин (доцент кафедры всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ)
Более 800 лет эта греческая колония контролировала всю торговлю на Черном море. Потом эту землю захватили римляне, и в IV веке, когда уже Римская империя разделится на Западную и Восточную, император Константин принимает власть на Востоке и решает на месте Византии еще раз основать город, сделав его новой столицей.
«В античном мире вообще была довольно распространённая практика переоснования городов. Если какой-то царь или какой-то полководец считал нужным закрепить себя в истории, то он мог объявить, что основывает новый город на старом месте, и этот город получает его имя. Так стало и с Константинополем.» - Роман Зарапин (доцент кафедры всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ)
Император понимает, что большому государству, чтобы существовать и развиваться, нужна идея, единые ценности и законы, и в 325 году он проводит Никейский собор, на котором христианство, тогда уже распространившееся по Римской империи, становится государственной религией, а Константинополь — духовным центром христианского Востока и Новым Римом.
«Они называли себя римлянами, считали, что говорят на римском языке, хотя в VIIвеке этим языком стал греческий, и жили в городе, который они считали настоящим Римом, а тот, который находится где-то в Италии, это Рим ненастоящий.» - Роман Зарапин (доцент кафедры всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ)
Это золотой век Константинополя. Примерно так выглядел город, который с высокой достоверностью попытались воссоздать специалисты по компьютерной графике из Стамбула совместно с учеными. Распланированная квартальная застройка, городской водопровод, общественные бани, виадуки, храмы, центральные площади, величественные статуи, фонтаны иподром. Многоуровневые укрепленные стены, сторожевые башни и морской порт. Новая столица миром, который для римлян ограничивался пределами их империи, была полна самых современных на тот момент инженерных решений и, конечно, величия в каждом камне.
Собор Святой Софии, построенный в 537 году, символ Золотого века Византии и Константинополя и центр восточного христианства. Главный купол 31 метр в диаметре, без дополнительных опор и колонн. Такой уже был в Риме. По легенде, модель собора показал императору Юстиниану явившийся ангел. Именно этим и объясняли современники невероятное божественное величие сооружения. Мрамор и золото, слоновая кость и серебро, росписи на стенах и, отделённый от остального здания световым поясом из окон, потолок, словно висящий в воздухе над людьми.
«Не знаем, на небе мы были или на земле.» - так говорили послы русскому князю Владимиру после того, как побывали на службе в Великой Софии Константинополя. Этот довод стал в ряд с прочими для решения принять новую веру на Руси именно по восточному византийскому образу. Так Царьград, как назвали и у нас Константинополь почти до XVII века, стал фактически крестным отцом Руси, передав вместе с верой часть культуры, этики, традиций. Но всё не так просто было в отношениях русских с византийцами.
«Константинополь был одной из конечных точек на знаменитом пути из Варяг в Греки. И понятно, что жители древнерусского государства с самого начала обращали внимание на этот город. Константинополь был точкой притяжения русских купцов, ну и, разумеется, тем самым местом, куда были направлены походы. Два похода князя Олега и два похода князя Игоря. Последнюю войну с Византией, а значит и с Константинополем, проводил уже Ярослав Мудрый.» - Роман Зарапин (доцент кафедры всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ)
Щит князя Олега на воротах побежденного Царьграда – легенда родом тоже из того времени сложных отношений с Русью. Иногда византийцы откупались от нападавших, иногда договаривались, иногда родственные связи помогали. Как, например, женитьба князя Всеволода Ярославича на дочери византийского императора из династии Мономахов. А их сын Владимир Мономах стал одним из самых успешных правителей Руси. Всё это было важно для статуса, набирающей мощь страны на международной арене.
«Для древнерусского государства Византия представляла собой своеобразный политический эталон, образец, на который нужно было быть похожими.» - Роман Зарапин (доцент кафедры всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ)
Богатство Константинополя манили многих. Городу было суждено всю свою историю отбиваться от захватчиков. Поэтому возникли эти огромные стены вокруг, свой военный флот. Но не устояли стены, и флот не защитил от братьев по вере с Запада. Крестоносцы во время 4-го крестового похода пришли освободить от арабов Иерусалим, а заодно и разграбили Константинополь в 1204 году. Основали там новое государство, Латинскую империю, которая распалась всего через 60 лет, и власть перешла обратно к грекам. Правда, возрождённая Византия теперь занимала территорию чуть больше своего главного города. Начался закат Константинополя.
29 мая 1453 года город взяли войска Османской империи, давно мечтавшие об этом и уже не раз пытавшиеся им завладеть. Не помогли ни обращение Константинопольского патриарха к Папе Римскому, чтобы тот выслал помощь, ни стены, ни былые мощи величия. С могущественной тогда Османской империей никто связываться не хотел. Между тем, сулдан Мехмед II так был восхищен уже частично разрушенным и разграбленным Софийским собором, что приказал оставить здание и сделать из него мечеть, а город – столице Османской империи.
Вернуть Константинополю былую славу собиралась российская императрица Екатерина II – забрать город у османов и создать греческое царство.
«Своему старшему внуку она дала имя Александр. Он должен был править и правил в России. А второму внуку она дала имя Константин. Ему нашли греческую кормилицу, потом греческую няньку. Он с детства слышал греческую речь, должен был говорить по-гречески. Согласно греческому проекту Екатерины II, он и должен был стать императором этого государства и править в Константинополе. Но этого, как мы знаем, не случилось.» - Роман Зарапин (доцент кафедры всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ)
Константинополь переименовали в Стамбул уже после распада Османской империи в 1930 году. Столицу нового государства, Турции, перенесли в Анкару. Но история древнего Константинополя, как и легенды об этом великом городе, когда-то бывшем центром богатства и духовных связей ушедшей цивилизации, до сих пор сохранились. Так что и сегодня толпы туристов приезжают сюда, чтобы увидеть, как причудливо переплетаются века и события разных культур.