Несмотря на то, что Тегеран, новая столица, всего около двух ста лет, и смотреть там особо нечего, там находится музей искусств Ирана.
Музей этот очень маленький и находится теперь на территории банка, которым «оброс» музей. По ощущениям, можно сказать, что музей сейчас стал личной галереей на территории банка, поэтому, чтобы попасть туда нужно пройти через серьёзный охранный пункт, предъявив паспорт, пройдя металлодетектор и пропустив сумку через рентген.
Так как музей полностью спрятан от глаз случайных прохожих и туристов, там мало бывает посетителей и, когда я пришёл он был абсолютно пустой.
На входе сидели пара улыбчивых работников, приличных, но достаточно «простых», не похожих ни на кураторов, ни на охранников. По-русски или английски они не говорили, поэтому я зашёл даже не поняв, где нужно заплатить, поэтому даже не заплатил. Ничего похожего на кассу тоже не было.
Удивило то, что некоторые предметы, типа трельяжей или тумб, вполне себе похожи на те, что я видел в детстве в СССР и России – лакированная коричневая древесина, фигурные медные ручки и тд.
Кстати, в Иране встречается не мало вещей со знакомой эстетикой, которая, по всей видимости дотягивалась до России, как градиент, через не такое уж и большое расстояние, всего лишь через Кавказ.
Отучившись на промышленного дизайнера, идея которого добираться до сути формы и назначения без украшательств, минимализм в экстремальном проявлении, видеть такую детализацию в этих персидских мотивах, для меня культурный шок, н очень красиво, прям завораживает.
Плюс, ко всему прочему, все надписи только на персидском, поэтому многое непонятно, но от этого не менее, а даже более, красиво и интересно.
Сложно даже представить, каким образом и с какой старательностью это было нарисовано если размер круга с портретом 7-10 сантиметров, а орнамент вокруг умещает узор из многоцветных элементов в почти одном миллиметре. Те белые точечки на синем вокруг, они настолько малы, что на расстоянии в метр сливаются с фоном, давая просто голубой оттенок.
В музее так же были дореволюционные (до 1979 года) предметы, какие-то медали с международных выставок в Европе и Японии, это когда Иран был ещё Ираном, а не Исламской Республикой Иран, и был в крипто-подчинении у «Запада». Их я поленился сфотографировать, плюс, на фоне этой персидской живописи они выглядели, как какие-то дешёвые жестянки.
Обилие сюжетов перекликается с обилием орнаментов. Можно даже подумать, что персы ремесленники, а не концептуалы, но это навряд ли, потому что они смогли сохранить свою цивилизацию на 6000 лет, а тут без больших концепций и идей никуда.
Многие иранские картины, как целый фильм или даже сериал. Их можно разглядывать часами, находя связи и перекрестья между сюжетами. Можно даже дольше, если по разному связывать поочерёдность и тасовать сюжеты.
Одними только выражениями лиц и позами можно передать столько, сколько не уместилось бы в главу книги, а тут ещё и образы, поэтому каждая картина, как книга.
Музей находится у станции Baharestan, что почти напротив лучшего в Тегеране хостела Tehran Heritage Hostel. Этот хостел – ЕДИНСТВЕННОЕ в Иране место, где вы сможете снять наличные с карты Visa/Mastercard/American Express.