«Критик, третирующий любое произведение, завоевавшее массового зрителя, неизбежно попадает в положение сноба, игнорирующего самые существенные особенности кинематографа».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа А. Караганова (1915-2007), опубликованной в 1966 году:
«Известно, что буржуазная идеология, вторгаясь в художественную культуру, вводит в нее немало ложных целей и отвлекающих от реальности мотивов. В наши дни они, эти цели мотивы, приобретают все большую изощренность.
Для того чтобы представить — хотя бы в самой общей форме — пеструю панораму современного кино, надо иметь в вид что в прокате на экране буржуазных стран по сей день преобладают так называемые коммерческие фильмы, хотя кинокритика и называет их безнадежно устарелыми.
Об этих фильмах мало пишут в серьезных журналах (рекламная пресса - не в счет). О них не спорят на всякого рода дискуссиях.
Впрочем, тут и спорить не о чем. У коммерческого кино нет каких-то сложных теорий, поучительных принципов — есть несколько расхожих идей.
«Ни одна из кинематографических стран,— говорится рекламной брошюре Голливуда,— не должна извиняться за выпуск уголовных мелодрам; сюжеты, трактующие преступление и насилие, с незапамятных времен были излюбленным драматическими сюжетами — задолго до изобретения кино. Преступления и насилия изобилуют, например, в древнегречской трагедии, в Ветхом завете и у Шекспира».
О чем тут спорить?
А между тем именно такими незамысловатыми идейками, уравнивающими «Гамлета» с детективом, распутывающими головокружительно-замысловатые преступления, наполнены массовые издания, пропагандирующие фильмы об убийствах.
Примерно такого же уровня соображения можно найти и в статьях о се***альных боевиках. Они, эти боевики, сродни стриптизу, сродни рекламным журнальчикам и плакатам, на которых завлекательно улыбаются раздетые красотки.
Экранные изображения красоток в таком множестве обрушиваются сейчас на зрителя, что впору говорить об инфляции обнаженного женского тела: соединенными усилиями се***альных боевиков, сделанных под разными широтами, принижается, опошляется любовь, придается обыденность самому интимному.
И все это трактуется «теоретиками» коммерческого кино как «человеческий аспект» в подходе к жизни, а иногда и как воплощение раскованности, свободы искусства, его стремления быть демократичным, отвечать на запросы и потребности массового зрителя.
Справедливо осуждая коммерческие фильмы, некоторые западные критики распространяют свои осуждения на любое произведение, завоевывающее массовую аудиторию.
Но буржуазный коммерческий фильм и фильм, привлекающий миллионы зрителей своей правдивостью, содержательностью, силой кинематографических образов, — это не одно и то же.
Критик, третирующий любое произведение, завоевавшее массового зрителя, неизбежно попадает в положение сноба, игнорирующего самые существенные особенности кинематографа. Ведь искусство кино может жить и развиваться только как искусство миллионов.
При всей важности экспериментальных фильмов, рассчитанных лишь на определенный круг зрителей, жизненная сила кинематографа связана прежде всего с его массовостью. Стало быть, зрительский успех фильма сам по себе никак не может бросить тень на его достоинства: все дело в том, как достигается этот успех — на какого зрителя, на какие стороны человеческой натуры ориентируются авторы фильма.
Буржуазный коммерческий фильм поощряет в зрителях не любознательность, а праздное любопытство; правде жизни он противопоставляет ловкое сочинительство.
Среди коммерческих фильмов, стиль которых сформирован Голливудом, часто встречаются псевдореалистические ленты, в которых внешнее правдоподобие кинематографических изображений служит приукрашиванию собственнического образа жизни. Обычно это слащавые киноповествования о том, как бедная девушка выходит замуж за благородного миллионера, а юноша из рабочей семьи благодаря старанию делает блистательную карьеру парламентария...
Когда я говорю о голливудском стиле в кино, я имею в виду не только фильмы, сделанные в Голливуде. Речь идет именно о стиле утешающей лжи, которая выступает в одеяниях правды, о стиле, получившем (распространение не только в США, но и в других буржуазных странах. …
В фильмах голливудского стиля жизнь изображается обычно с той мерой внешней правдивости, которая может обмануть не только наивного зрителя.
Ощущение реальности изображаемого чаще всего создается узнаваемыми мелочами и деталями. Они бывают очень достоверными, натуральными, эти детали, но художественному воплощению правды не помогают. О них можно было бы сказать, перефразируя известную пословицу: это деревья, подобранные и расставленные с таким расчетом, чтобы за ними не было видно леса.
Той же цели — затемнению реальности — служит и сюжетная структура фильмов. В фильме голливудского стиля обычно комбинируются правдоподобные, но исторически и социально бессодержательные коллизии; они действуют утешающе, не возбуждают, а успокаивают ищущую мысль — вместо реальных жизненных вопросов зрителю предлагаются готовые ответы, смысл которых не простирается дальше церковных или школьных прописей буржуазной морали.
Отвлекающие и утешающие фильмы голливудского стиля и по сей день сохраняют преимущества широкой распространенности. Они собирают огромные аудитории даже в странах высокоразвитой кинематографии (рядом с десятком «беспокойных» фильмов в Италии, например, ежегодно производится не менее сотни коммерческих лент; еще больше их в США).
А на экранах многих отсталых стран такого рода фильмы господствуют безраздельно; хозяева проката завозят их туда, как в свое время колониальные купцы завозили бусы на африканский континент, сколачивая большие капиталы торговлей дешевыми, ярко раскрашенными стекляшками.
Но как бы ни был широк поглощающий их рынок, кинематографические бусы падают в цене. Зритель меняется, изменяются его вкусы и требования. Современная жизнь особенно настойчиво учит его реализму мышления.
Только иронические улыбки вызывают у многих зрителей кинематографические выдумки вчерашнего образца. Число таких зрителей растет. Соответственно усиливаются позиции реалистов в киноискусстве. Современные социальные сдвиги и события в соединении с бурным научно-техническим прогрессом оказывают влияние и на тех кинематографистов, которые далеки от истинного реализма, но не могут оставаться слепыми и глухими к урокам истории.
Некоторые буржуазные художники пытаются дать модернистский ответ на беспокойные вопросы времени. Однако модернизм не получил в кино такого же широкого развития, какое получил он в изобразительных искусствах.
Тут сказала свое решающее слово экономика — способ «потребления» художественных произведений. Живописцу достаточно продать свое полотно, чтобы обеспечить себе ожидаемый заработок: этот заработок не зависит от того, сколько людей посмотрят картину в музее или частном собрании, сколько восторгов или насмешек адресуют ей зрители.
Экономика кинематографа, включая заработки продюсера, режиссера и сценариста, зависит от количества зрителей, просмотревших фильм.
Пусть это объяснение покажется несколько упрощенным — оно реальное. Конечно, не единственное, но существенное: даже склонный к модернистским чудачествам режиссер хочет массовой аудитории, которую можно завоевать лишь правдой или подобием правды; даже продюсер, вдохновенно коллекционирующий у себя дома картины абстракционистов, не вложит деньги в «абстрактный» фильм, рассчитанный на сотню-другую снобов.
В условиях современных перемен в зрительской аудитории иной раз и коммерческие фильмы начинают рядиться в одеяние реализма.
А рядом с ними широкое развитие получили ныне кинематографические школы и направления, которые настойчиво претендуют на экранное изображение жизни такой, какова она есть.
Если в фильмах, создаваемых представителями этих направлений, и встречается модернистская деформация реальности и художественной структуры фильма, то это явление довольно редкое,— в большинстве случаев такая деформация не доводится до пределов, за которыми начинается полное взаимонепонимание кинематографиста и зрителя. …
…любопытные рассуждения Симоны де Бовуар о человеческом типе, воплощаемом на экране актрисой Брижитт Бардо: своим поведением ее героиня не старается кого-то шокировать; у нее нет требований; она больше сознает свои права, нежели обязанности; она следует своим склонностям, ест, когда голодна, и предается любви с той же бесцеремонной простотой; желание и удовольствия для нее более убедительны, чем правила и условности... …
«Независимые» яростно воюют против экранных «красивостей». Они «принципиально» отказываются от цвета, часто включают в свои грубоватые черно-белые ленты документальные куски или игровые сцены, решенные в документальном стиле.
На экран — только обыденное, узнаваемое, выхваченное из повседневной жизни, к этому они стремятся, используя самые разнообразные изобразительные средства, чтобы создать экранный образ современного города с его пестрой толпой, ресторанами, дансингами, магазинами...
Ради приближения к повседневности они нередко нарушают привычную структуру фильма, обращаются к методу импровизации, снимают актеров в реальной толпе, в той естественной среде, в которой происходит действие.
В их фильмах то и дело встречаются посторонние детали, не имеющие прямого отношения к сюжету, но создающие определенное настроение, обогащающие фон, на котором происходит действие.
Ощущение непреднамеренности кинематографических изображений создается и преобладанием так называемой длинной съемки, отказом от монтажных сокращений, от «театральности» кадра.
Было бы ошибкой видеть во всем этом лишь формальные эксперименты — плод «внутрикинематографической» полемики.
Стилистика, о которой идет речь, отражает определенное мироощущение, взгляд на жизнь: «независимые» режиссеры стараются разрушить все «призмы», сбросить с глаз своих традиционные для Голливуда розовые очки, освободиться от иллюзий и концепций буржуазного мышления, внушающих предвзятость, видеть и снимать все как есть, натурально, без инсценированного расположения фигур и без ретуши их очертаний, света и тени. …
Известно, что подлинная правда дается далеко не всем, кто к ней стремится. Более того: в современном кино стремлениями к правде вымощены многие дороги в сторону лжи.
Поиски правды ведут к открытиям, когда художник за фактами умеет разглядеть явления, за явлениями — процессы. В данном же случае на поиск чаще всего идет художник, который бунтует против голливудских шаблонов кинематографического мышления, оставаясь в плену буржуазных представлений о жизни.
Он хочет показать реальность, не умея постигнуть глубинные противоречия буржуазного общества, коренные закономерности общественного развития.
Своим искусством он освещает то, что ему известно,— перед неизвестным и сомнительным пасует, предпочитая фигуру умолчания исследованиям и анализу. Поэтому факты, воспроизведенные им на экране, частичны, противоречивы и двойственны. Они не ведут мысль зрителя в глубины жизни.
Надо ли специально оговариваться, что это ограниченность не личная, а социальная. Ведь беспомощными в изображении и осмыслении происходящих в современном мире событий часто оказываются даже очень талантливые художники.
Они не могут прийти к истинному реализму не потому, что им недостает таланта, а потому, что их устремления не связаны с общественными движениями и концепциями, которые питают художественный реализм. Реализм — это не просто индивидуальное открытие в процессе творческих исканий, а жизненная позиция художника, его отношение к действительности. …
Погоня за непосредственностью, не освещенная проникновением в сущность изображаемого, нередко становится, вопреки авторским намерениям, одной из форм искажения реальности.
Мир правдоподобных, но незначительных подробностей может быть столь же нереален, как и мир туманных мечтаний. Показывая разрозненные факты, взятые вне исторического движения жизни, художник даже при критической оценке окружающего почти неизбежно начинает демонстрировать прочную буржуазность бытия, становится послушником стародавней идеи о роковой неизменяемости мира.
Нетрудно заметить, что многие «независимые» не так уж независимы: при всем своем отвращении к буржуазному мещанину они не становятся его непримиримыми противниками. Бунт против милых мещанскому сознанию голливудских шаблонов у них приобретает индивидуалистические формы. Происходит подмена одних буржуазных идей другими — само буржуазное восприятие действительности остается. …
Замена сценария импровизацией, поверхностные эксперименты в области разрушения сюжета, выведение камеры из павильона на улицу ради изображения жизни, застигнутой врасплох, отказ от целенаправленного монтажа ленты — все эти новации современного кино лишь тешат своих открывателей иллюзией современности и новой глубины экранного искусства.
Сами по себе они никаких истин века не откроют, а вот отвлечь художника от кинематографического исследования реальности могут… …
Неизбежно возникает вопрос: почему камера перестает быть действующим лицом драмы? Из высочайшего доверия к зрителю, которому достаточно дать факты и он все сам поймет, проанализирует?
Или кинематографист отказывается от целенаправленности в работе потому, что сам не хочет оставаться действующим лицом драмы — не может предложить камере никаких социально осознанных целей?
Истинно реалистическое искусство умеет изображать жизнь, объясняя ее, и объяснять, изображая. А кинематографисты, отказывающие камере в праве быть действующим лицом драмы, отделяют изображение от объяснения.
Они хотят «только показывать». Они считают, что тем самым заботятся о зрителе, о самостоятельности его мышления. На самом же деле их эстетические концепции и приемы отражают ограниченность индивидуалистического сознания, беспомощность художника перед сложностями и противоречиями современной жизни.
Не случайно, что в их творчестве борьба против старомодных шаблонов сюжетосложения часто становится борьбой против самого принципа сюжетности фильма — одной из форм так называемой дедраматизации кинематографа.
Ведь сюжет требует определенной системы мышления, понимания связей человека со средой — того, как обстоятельства влияют на его поведение и мироощущение, как история времени входит в историю характера.
И если такого понимания нет, непосредственность кинематографических изображений становится полуимпровизацией, лишенной глубокой социальной мысли: кинематографист обращается к реальности фактически безоружным — без метода ее познания.
Среди мастеров и теоретиков буржуазного искусства широко распространено убеждение: современный мир настолько сложен и трагичен, что перед ним бессилен «старый реализм» — тщетны его старания понять взаимосвязь человека и общества, историческую логику событий, социальную биографию человеческих мыслей и эмоций. …
Среди современных проповедников иррационализма имеется немало художников, которые своим искусством отражают пессимизм тех, кто страшится будущего, с тревогой встречая все новые признаки обреченности собственнического мира, кто был недоволен победой Советского Союза в войне, кого в бешенство приводят успехи лагеря социализма.
Но на мировом экране мы встречаемся ныне и с другими разновидностями пессимизма. …
Прямым проявлением этого влияния в современном кино Италии, Франции, Англии и других стран является широкое распространение экзистенциалистских концепций.
Идеи экзистенциализма в их кинематографическом преломлении ведут к созданию фильмов, в которых человек выступает беспомощным существом, не способным найти взаимопонимание у окружающих. …
Они поднимают на щит такие фильмы, как «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене.
Пожалуй, нет в современном киноискусстве другого произведения, где так резко прозвучала бы мысль о том, как трудно людям понять друг друга.
Невнятный разговор героев фильма — разговор, состоящий из полунамеков, обрывочных воспоминаний, смутных ассоциаций,— развивается как диалог глухих. Слово как бы перестает быть оружием общения. Оно может прозвучать с подчеркнутой многозначительностью, но за ним нет ни сближающих людей общих воспоминаний, ни общих переживаний.
На протяжении всего фильма его главный герой объясняется в любви женщине, с которой уже встречался когда-то. И — не может объясниться. Любимая им женщина словно не понимает, о чем он говорит: его воспоминания, намеки на прошлое не вызывают ответных движений души, точно так же, как обещания завтрашнего счастья.
Появляется муж героини фильма. Он стреляет — она падает, сраженная пулей. А после (этого снова — как во сне, сотканном из кошмаров и туманностей, — она, «ожившая», опять слушает признания и мольбы, что-то отвечает, спрашивает...
Однако все по-прежнему остается смутным в их отношениях, как и в начале фильма. Это так и не состоявшееся объяснение превращается в многозначительный символ человеческих отношений: речь идет уже не только о несостоявшейся любви...
Герой и героиня фильма ходят и общаются как заводные куклы. Их окружает пустота, хотя она и наполнена такими же куклами,— нелюдимый мир разобщенных индивидов.
Внешняя среда так же мертвенна, как люди. Деревья в парке, расставленные с холодной геометричностью, лишены тени. Пышная архитектура фешенебельного санатория, в котором происходит действие, обозревается камерой, фиксируется в деталях как музейный экспонат.
Произведения, проникнутые философией пессимизма, могут быть оппозиционными, даже резко критическими по отношению к собственническому обществу. И тем не менее они обычно далеки от традиций критического реализма, а часто искажают эти традиции и даже впрямую им противоборствуют. Являя современному зрителю смутный мир образов, рожденных ущербной и капризной фантазией, они обессиливают познающую мысль, возводят между искусством и жизнью, искусством и зрителем глухую стену.
Бескрайний скептицизм, философия отчаяния разъедают гражданское начало в работе художника. В современном буржуазном киноискусстве нередки случаи, когда, показывая драматическое одиночество человека, взаимонепонимание людей, художник не дает воли ни сожалениям, ни гневу. Он мрачно спокоен, философичен и фактически предлагает зрителю принять изображаемое состояние мира как непреодолимую данность.
Разочарование в возможностях человека и равнодушие к его историческим судьбам рождают подрывающую реализм «избирательность» кинематографических изображений. Скептически настроенный, во всем разуверившийся художник ищет и видит в человеке и его жизненном поведении лишь такие проявления, которые легко укладываются в схемы пессимистических концепций. Только слабости и сомнения грешного, беспомощного человека художник считает реальностью, все остальное в его глазах — романтические грезы, иллюзорные надежды» (Караганов, 1966).
Караганов А. Между правдой и ложью // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 1. М.: Искусство, 1966.