Ни для кого не секрет, что существующая на сегодня в стране служба занятости, да и наверное вся система набора кадров на любую работу со своими задачами не справляется.
Проблема комплексная и не имеет простого решения. А "бардака" в этой области на сегодня развелось столько, что он вот-вот разрушит всю нашу экономику, если уже не разрушил, в любом случае кадровая проблема мешает развитию, наверное везде или почти везде.
Попробую назвать причины, которые превели к такому положению:
1) необоснованно быстрое появление новых профессий и специализаций;
2) отсутствие специалистов в которым можно доверить профессиональный набор кадров. Объясню на примере, раньше (в XIX веке) выпускник института инженеров железнодорожного транспорта за время обучения в ВУЗе проходил практику на всех рабочих местах, которыми ему предстояло руководить после завершения учебы. Причем с самого низа и до занимаемой должности, а то и на ступеньку выше. Отсюда, он если и не имел собственных навыков работы по этим специальностям, на этих должностях, то четко знал умения кандидата на эту должность. Сейчас так инженеров не готовят. И поэтому все, что знает вышестоящий начальник о специальности подчиненного ему работника, это её "народное" название, а если и может как-то оценить качество работы специалиста, то только по критерию: справляется или нет этот работник с должностными обязаностями на него на предприятии. При чем выше "сидит" начальник, тем хуже он представляет работу своих "низовых" подчиненых.
Что касается специалистов по работе с кадрами, которых в связи с остротой обозначенной проблемы, на любом мало мальски "прибыльном предприятии," развелось выше крыши. От зам. руководителя по кадрам до полноценных отделов кадров, так вот люди на этих должностях тоже не в состоянии выполнять эту функцию. Как бы они при этом себя не позиционировали "HR- менеджерами" или "обыкновенными кадровиками" и какими бы методиками не пользовались для отбора претендентов. Потому, что номенклатура специальностей у них намного больше, чем у непосредственного руководителя, а специальных знаний по вакансии на порядок меньше. Единственное, что он реально может - это уговорить сомневающего кандидата попробовать поработать на предприятии за возможно меньшую зарплату.
Еще меньше пользы от сотрудников рекрутинговых агенств, по тем же самым причинам, номенклатура вакансий у них значительно больше, опыта работы по этим специальностям никакого, знания конкретных условий труда по конкретной специальности на конкретном предприятии нет тем более.
Все, что может сделать кадровое агентство это найти человека, который готов трудиться на вакансии за объявленные предприятием деньги;
3) практически поголовное стремление работодателей экономить на своих сотрудниках, особенно остро проявившееся в нашей стране после 2008 года;
4) не высокая профессиональная квалификация руководства даже в области основной деятельности в веренных им предприятий. Как в анекдоте времен Брежнева не важно чем руководить баней или НИИ главное, чтобы руководитель был "крепкий".
Как нам выбраться из создавшегося положения, на самом деле предложений у меня немного:
1) Это прежде всего запретить людям заниматься не своим делом и убрать из ведения перечисленных мной людей задачу определения способностей, квалификации и оплаты труда нанимаемых работников. Сделать оценку квалификации (знаний, умений, навыков и компетенций) и репутации специалиста, общегосударственным делом. Хотя бы потому, что такая оценка важна не только при назначении на определенные должности, но и может быть полезна государсву во многих других случаях. Например при присвоении государственных наград.
2. Вести строгий учет всех мест работы каждого гражданина, с указанием мест работы занимаемой должности и оклада.
2. Ввести для всего перечня специальностей, что-то вроде "табели о рангах", где сопоставить квалификацию с опытом работы и опытом руководства коллективами в определенных направлениях деятельности.
3. Создать добровольные профессиональные сообщества, которые должны объединять профессионалов в одной или нескольких смежных областях с подразделением на специализации. Но не по образу "советских профсоюзов", а такие организации, которые должны будут проводить реальную работу по повышению квалификации, акумуляции профессиональных идей, контролировать профессиональный рост участников. Поручить им устанавливать оклады специалистам в их областях деятельности;
4. Создать добровольные межпрофессиональные объединения людей одной специальности, для обмена идеями. Поручить им составление комплексных планов развития требований к специальности, программ курсов повышения квалификации по специальности, проведение таких курсов.
Реально определять уровень подготовки своих членов и фиксировать их участие в крупных проектах и их личный вклад в их реализацию.
5. Несколько межпрофессиональных объединений по различным смежным специальностям должны обладать правом создания новых специальностей и разрабатывать программы подготовки для них. Инициировать разработку общегосударственных проектов по направлению своей деятельности.
Мне кажется, что такие меры способствовали исправлению сложившейся ситуации в области набора кадров. Жду ваших замечаний и предложений.