Найти в Дзене

Почему НАТО держит курс на эскалацию конфликта

Русско-украинский конфликт, будучи локальным, приобретает все большее геополитическое значение. Значение это многократно возросло с февраля 2022 года, то есть с момента начала СВО, и продолжает увеличиваться, вовлекая все новые заинтересованные стороны и повышая политические ставки. Существует реальная угроза перерастания большой локальной войны в глобальный конфликт, но из-за возросших политических ставок уступать никто не хочет. В НАТО расчитывают, что Россия если и не уступит под тяжестью потерь, то по крайней мере, окажется измотанной в военно-экономическом отношении, что сделает ее неспособной к возможному прямому военному противостоянию с западом, и как следствие - политически слабой. Этот расчет отчасти верен, и ниже я аргументирую, почему. Начнем с заинтересованных сторон. Страны ЕС заинтересованы в продолжении конфликта, потому что ими управляет страх. Они действительно боятся продолжения экспансии России в Молдавию, Прибалитку и Польшу, не смотря на то, что Кремль отрицает да

Русско-украинский конфликт, будучи локальным, приобретает все большее геополитическое значение. Значение это многократно возросло с февраля 2022 года, то есть с момента начала СВО, и продолжает увеличиваться, вовлекая все новые заинтересованные стороны и повышая политические ставки. Существует реальная угроза перерастания большой локальной войны в глобальный конфликт, но из-за возросших политических ставок уступать никто не хочет. В НАТО расчитывают, что Россия если и не уступит под тяжестью потерь, то по крайней мере, окажется измотанной в военно-экономическом отношении, что сделает ее неспособной к возможному прямому военному противостоянию с западом, и как следствие - политически слабой.

Леопард 1А5 передан ВСУ в количестве около 100 штук. Большинство бронетехники, которую передают ВСУ, составляют устаревшие или устаревающие образцы, выведенные в резерв. Тем не менее, на них все еще можно успешно воевать.
Леопард 1А5 передан ВСУ в количестве около 100 штук. Большинство бронетехники, которую передают ВСУ, составляют устаревшие или устаревающие образцы, выведенные в резерв. Тем не менее, на них все еще можно успешно воевать.

Этот расчет отчасти верен, и ниже я аргументирую, почему.

Начнем с заинтересованных сторон. Страны ЕС заинтересованы в продолжении конфликта, потому что ими управляет страх. Они действительно боятся продолжения экспансии России в Молдавию, Прибалитку и Польшу, не смотря на то, что Кремль отрицает даже наличие таких интересов. Либералы, вроде Макрона, которые заправляют сейчас в ЕС, хотят продолжения политико-экономической экспансии, новых добровольных присоединений из числа бедных стран, где они могли бы дешево производить, еще и высасывать оттуда квалифицированную рабочую силу. Давление со стороны РФ разрушает все их планы и в принципе является экзистенциальной угрозой - если, к примеру, Кремль пойдет за Прибалтикой, то станет очевидна военно-политическая слабость ЕС, что станет прологом к его развалу. Россией, как мощным торгово-экономическим партнером, в этой ситуации, как оказалось, вполне можно пожертвовать.

Развал ЕС больно ударит по экономикам наиболее мощных его членов, таких как ФРГ и Франция, а дела в экономиках этих стран в настоящее время итак идут неважно. Отсюда - еще одна важная причина интереса к умеренной эскалации: военная истерия позволяет разогнать ВПК, и тем самым обеспечить экономике необходимый допинг. И наконец, немалое значение имеет политическое давление восточных членов ЕС -в первую очередь прибалтов и поляков. Откровенной неприязни к России и советскому прошлому в этих странах никогда не скрывали.

До последнего времени оставалось неясной позиция США, основного спонсора ВСУ. Предполагалось, что на фоне внутренних проблем и осложнения отношений с Китаем Вашингтон ослабит поддержку Украины, или прекратит ее совсем. Но интерес к Украинской проблеме неожиданно снова начал расти, причем риторику начал менять даже Дональд Трамп. Теперь даже смена администрации не гарантирует прекращения военной помощи.

Что же там такое произошло в США? Почему республиканцы, до недавнего времени сфокусированные на внутренних проблемах, вдруг озаботились выживанием Украины? Полагаю, Трамп просто идет на уступки центристскому крылу в своей партии, которое, как и демократы, заинтересованно в военно-политическом ослаблении России. Логика здесь простая - Россия важный стратегический партнер Китая и Ирана, а это вероятные противники самих США.

Между Китаем и США, важными торговыми партнерами, уже давно намечается грандиозный разлад, который рсикует превратиться в мощный торговый конфликт. Китай заинтересован в воссоединении с Тайванем, что сильно нервирует американцев, и вообще активно наращивает свое политическое присутствие на международной арене, снижая политическое и экономическое влияние Соединенных Штатов во всем мире, но в особенности - в критически важном для США Азиатско-Тихоокеанском регионе. Хотя военного противостояния страны пытаются избежать, они активно к нему готовятся. Иран имеет серьезные амбиции на ближнем Востоке, еще одной зоне интересов США, при этом в модернизации своих вооруженных сил Иран полагается в основном на Россию и еще одного недруга США - Северную Корею. Масштабный конфликт с этими странами может возникнуть в любой момент.

Уйти в изоляцию, как этого хочет Трамп, США просто не могут - это может сломать страну экономически. Экономика США держится не на реальном производстве, а в значительной степени на экономико-политическом доминировании страны в западном мире и ряде третьих стран. Т.е. на долларе, притоке капиталлов, спекуляциях на различных видах финансовых активов, зависимости ряда стран он финансовых и информационных услуг из США. Отказ от поддержки атлантических партнеров чреват для США значительным снижением политического влияния в Европе, что многим в Америке не выгодно. А на место США в европейской системе безопасности уже претендуют французы. Получается, эскалация решает для Вашингтона сразу 2 проблемы: удерживает под контролем европейских партнеров и косвенно ослабляет важнейших оппонентов.

Каким же образом дальейшая эскалация решает проблемы запада? Разве она не повышает риск быть непосредственно втянутым в большую войну, которой запад старается избежать? Риск есть, но он существует и для России. Борьба с ВСУ, всего лишь одной армией с ограниченными возможностями, идет хотя и успешно, но с очень большим напряжением и огромными потерями. Возможности стран НАТО в конвенциональной войне на данный момент многократно превосходят возможности ВСУ, и шансов победить в прямом конвенциональном конфликте с НАТО Россия не имеет. Но и в НАТО очень боятся такого конфликта, так как представляют его возможные масштабы и потери, а также перерастания конфликта в ядерный.

В СВО наряду с новейшими Т-90 М ограниченно применяется даже Т-55, что свидетельствует о большом напряжении ресурсов. Эксплуатация устаревших БТР, БМП, МТЛБ вообще в порядке вещей.  При этом в бой на старой броне приходится идти не иностранным, а своим солдатам
В СВО наряду с новейшими Т-90 М ограниченно применяется даже Т-55, что свидетельствует о большом напряжении ресурсов. Эксплуатация устаревших БТР, БМП, МТЛБ вообще в порядке вещей. При этом в бой на старой броне приходится идти не иностранным, а своим солдатам

Гораздо проще обременить Россию длительной и кровопролитной локальной войной, перерспределив нагрузку на снабжение ВСУ на примерно 30 государств, и практически не имея потерь в живой силе. В такой прокси-войне у НАТО получается обходиться "малой кровью", в то время как России приходится в одиночку тратить собственные ресурсы и терпеть все возрастающий материальный ущерб. Ущерб для Украины в расчет не берется.

Поставляемое ВСУ вооружение и бронетехника часто из устаревших образцов, нередко снятых с вооружения и выведенных в резерв, как, например, новый подарок от Швеции - БТР Pbv 302. Эти гусеничные бронемашины не используются с 2014 года, и, возможно, потребуют ремонта перед передачей - из-за длительного простоя. Но если говорить о боеприпасах, то в основном поставляются новейшие, с понятной целью - эффективность боеприпасов необходимо испытать, равно как и выявить возможности противника им противостоять. Так, например, передача снарядов "Экскалибур", на которые возлагались большие надежды, позволила выявить их уязвимость от средств РЭБ, в случае с бомбами GLSDB, которые также успешно глушатся - определиться с тактикой их применения, и т.д. и т.п. Многие хваленые натовские системы в итоге не прошли проверки боем, т.к русские сравнительно быстро нашли против них эффективное противоядие. Другие, напротив, проявили себя с лучшей стороны - как, в частности, новейшие натовские ЗРК. Это вовсе не фиаско, как думают некоторые, а наоборот, необходимый результат. Теперь в НАТО знают, на какие системы можно расчитывать, какие модернизировать, от каких - отказываться. Благодаря проверке эффективности систем ПВО появилась возможность приступить к разработке единой концепции ПВО для Европы и т.д.

Все новое поставляется в ограниченном количестве, и только все старое и по большей части выведенное в резерв - в достаточном. Такая схема снабжения себя полностью экономически оправдывает, и еще долгое время будет работоспособной. Оправдывает себя и рост производства боеприпасов - спрос на них в мире значительно вырос, да и склады нужно обновлять. Со временем спрос резко упадет, но это произойдет еще не скоро, и пока мест оружейные компании вроде "Райнметалла" могут наслаждаться сверхдоходами.

Россия же вынуждена массировано применять в СВО оружие всех типов, производить и использовать гигантское количество боеприпасов. В результате погибает в значительном количестве как старая техника, так и новая, уничтожаются драгоценные самолеты, которые представляют для запада наибольшую угрозу, а также и современные боевые корабли. Но главное - погибают люди, устает население, все общество, устает экономика, которую после войны ждет суровая адаптация к мирной действительности. Запад, разгоняя военную истерию, напротив, свою военную мощь аккуратно наращивает, избалованное население - психологически готовит, лишних ресурсов не тратит. Запад в военном отношении усиливается, в то время как Россия - выматывается.

Безусловно, сильно страдает сама воюющая сторона - Украина. Она устала, разрушена, заканчиваются и людские ресурсы. Но Украина по сути является расходным материалом в этой схеме, который нужно использовать, пока он есть. Вот почему запад, и в частности - страны НАТО заинтересованны в некоторой эскалации конфликта, и все время сдвигают красные линии. Реакция России определяется ее возможностями, а они хоть и растут на поле боя на Украине, в стратегическом отншении слабнут. В НАТО чувствуют этот болевой порог, и потому постепенно и аккуратно идут дальше, добиваясь поставленной цели - вымотать сильного противника чужими руками, и выиграть время для подготовки на случай вступления с ним в открытый конфликт.