Зачем дирижессе палочка? Правда ли у дирижесс колоссальная нагрузка на мозг? Может ли оркестр играть без дирижессы? На эти и другие вопросы для вас отвечает дирижесса Мария Курочкина:
Как вы поняли, что хотите дирижировать? В том, как вы к этому идёте, столько страсти — будто вы не сомневаетесь, что вам надо именно туда. Как так получилось?
Страсть — наверное, подходящее слово. Если коротко, в один прекрасный момент открыла партитуру на уроке истории музыки — и пропала, я как будто по-другому услышала музыку. Несколько лет я читала всё, до чего могла дотянуться, про симфоническую музыку, изучала партитуры, ходила на концерты, слушала записи. А потом в ещё более прекрасный момент призналась себе, что уже давно больше всего мечтаю о том, чтобы стать дирижессой, и если не попробую, то не прощу себя. Помню момент, когда призналась себе в этом, это было самое сильное чувство, которое я когда-то испытала. Честно, до сих пор чувствую то же самое.
Может ли оркестр играть без дирижессы?
Может, но зависит от музыки, оркестра и ситуации. Даже был такой Персимфанс (первый симфонический ансамбль) в Москве с 1922-го по 1932-й. Сейчас его возобновили энтузиасты. Но по сути, участницы коллектива перераспределяют обязанности дирижессы.
Начнём с технической составляющей. В идеале оркестр должен уметь играть без дирижессы. Особенно камерный профессиональный оркестр, который играет известную им музыку без смены темпов. Но когда оркестр большой, не очень профессиональный или нужно аккомпанировать солистке/певице, без дирижессы не обойтись. Ещё в некоторых залах музыкантки слышат только себя и соседок. Но даже в случае камерного оркестра, известной музыки и т. д. дирижесса нужна для репетиций (это намного эффективнее Персимфанса — где они репетировали 20 раз, дирижесса справлялась за 3—4), единоличного принятия решения о трактовке (темп, громкость, фразировка, артикуляция, чистота игры) и кризис-менеджмента: быстро исправить всё, если что-то пошло не по плану (это особенно важно для оперы!).
Ну а с музыкальной точки зрения (в это трудно поверить, но вы можете увидеть это, если посмотрите дирижёрские конкурсы), когда к одному коллективу с одним репертуаром выходят разные дирижессы — оркестр звучит по-разному. Мы не учим конкретные жесты, когда изучаем партитуру, дирижирование — это общение (а не как некоторые мужчины-дирижессы говорят «игра на инструменте под названием оркестр»), многое, что происходит между дирижессой и оркестром, — что-то невероятно интимное, что трудно вербализовать. Большинство информации о том, как играть, считывается музыкантками инстинктивно. К вопросу о том, учит ли кто-то, как понимать дирижессу: нет, мы должны быть инстинктивно понятны. Есть несколько простых закономерностей, но это всё.
Должна ли дирижесса показывать вступления?
Зависит от уровня оркестра, от произведения, вступающего инструмента или группы. Иногда достаточно взгляда, если это сольный инструмент, иногда я просто вижу и понимаю: всё хорошо, не нужно, мы как бы киваем друг другу. Иногда хочется поддержать солистку и успокоить (особенно певицу), и это даже вопрос выражения лица, взгляда, еле заметной подбадривающей улыбки, а иногда лучше, наоборот, не смотреть. Иногда вступление нужно обязательно показать, именно рукой и активно. Но одного рецепта нет, понимание и чутьё приходит с опытом)
Зачем дирижессе палочка?
Можно и без неё, но с ней оркестру виднее руку, особенно если это опера. Плюс в дирижировании есть понятие точки: того, чем дирижесса дирижирует, и у руки большая поверхность, а у палочки она сконцентрирована в одной точке. Но вообще можно манипулировать всем этим, это всё влияет на звук, но кратко трудно объяснить как.
Правда ли у дирижесс колоссальная нагрузка на мозг во время дирижирования, потому что они должны в голове проигрывать мелодию на несколько тактов раньше, чем играет оркестр?
Да, так и есть. Мы одновременно в трёх точках: в прошлом, чтобы анализировать, что произошло (особенно если это репетиция и после остановки оркестра надо сразу сказать, что не так и как это исправить), настоящем — чтобы слушать, что происходит, и срочно включать кризис-менеджмент, если что-то пошло не так, и в будущем — чтобы руководить. Дирижирование — не танец, оно управляет оркестром и должно происходить с опережением (оно, кстати, разное в разных оркестрах!). Ошибка многих начинающих дирижесс — что они не могут это уложить в голове и начинают ждать звук вместо того, чтобы вести за собой. Ну и не будем забывать, что «мелодий» в оркестре много и управлять надо всеми)
Во время учёбы / подготовки произведения вы, наверное, используете его записи. Если да, то что важно: только аудио или видео работы дирижессы тоже?
Да, использую, хотя дирижёры старой школы критикуют за это молодёжь) Но сейчас требования к дирижессам сильно выросли, мы должны учить намного больше и быстрее, чем дирижеры 30—50 лет назад.
Важно отделять исполнение музыки от самой музыки, от партитуры. Важно сформировать внутренним слухом свою интерпретацию, своё звучание. Видео или аудио — в общем, неважно. Хотя иногда бывает интересно посмотреть, как разные дирижессы делают определённый темповый переход или ещё что-то такое, тогда я могу посмотреть несколько раз отрывки из разных записей одной и той же пьесы. Все дирижессы по-разному работают, но это разные комбинации работы с изучением партитуры (проигрывание внутренним слухом), игры на фортепиано, чтения литературы о произведении, переписки композиторки, анализа формы и гармонии, оркестровки. Я люблю чертить партитуру, таким образом я лучше усваиваю её архитектонику (грубо говоря, разворачивание формы во времени). Но каждое произведение индивидуально, и всякое бывает: иногда времени совсем нет, тогда слушаю пару раз, быстро обозначаю важные вещи и иду репетировать. Но я такое не люблю.
Очень интересно про деньги: обучаясь музыке, ни на какую подработку не выйдешь, на стипендию не выжить. Как музыканты вообще доживают до взрослого возраста? Когда и как приходят деньги?
Хороший вопрос) Конечно, трудно приходится. Многие преподают, кто-то халтурит на свадьбах, многим уже в консерватории удаётся сесть в оркестр. Но как правило, музыкантки вкалывают 24/7 без выходных. Это не та профессия, куда приходят за деньгами.
Музыкальная школа слишком часто делает так, что из неё выходят один-два человека, которые идут дальше и связывают с музыкой всю жизнь, и овердофига людей, которые, положив родителям на стол аттестат, закрывают инструмент. Что помогло лично вам не превратиться в фарш уже в ДМШ? Как нужно учить музыке, чтобы не было такого эффекта?
Я, кстати, музыкальную школу не окончила! Я была очень своенравной и упрямой с детства, меняла инструменты. После школы вообще на филологический факультет сначала поступила. Проучилась семестр и заболела раком, пока лежала и думала о жизни, поняла, что не хочу тратить её на то, что не люблю, после выздоровления бросила универ и пошла в музыкальное училище.
То, что вы описываете, — совершенно справедливо, моя огромная боль. У нас в образовании много прекрасного: комплексный подход, прекрасные традиции, доступность. Но при этом много токсичности, насилия. Я свято верю, что можно учить серьёзно, но без насилия. Я бы хотела когда-то вернуться в Россию и поучаствовать в реформировании музыкального образования, это моя большая мечта. Ну и здесь, в Штатах, тоже хотелось бы сделать что-то полезное.
Чувствуете ли вы пропасть между профессиональными музыкантами и любителями?
Она есть, да. Я работала с любительскими коллективами в Штатах (в России такого почти нет) и отношусь к ним с огромным уважением. Многие мои коллеги высокомерно считают любителей глупыми. Это не так! Они зачастую и музыку любят побольше выгоревших профессионалов. Но конечно, мы сильно отличаемся от любителей: мы всю свою жизнь связали с музыкой, часто это основная часть нашей идентичности; плюс профессионалы должны заниматься часов по пять каждый день на инструменте, у любителей на это просто нет времени. Главная пропасть — в жизненном выборе, в приоритете, в котором у вас в жизни будет музыка.
Почему композиторки пишут сложно?
Честно говоря, никогда не сталкивалась с этим на своём опыте и не слышала о таком суждении. Мужчины-композиторки тоже часто пишут недоступно для любительниц, это нормально: для каждой музыки есть своя аудитория. Не думаю, что женщины пишут технически сложнее.
Но вот что я заметила: женщины пишут намного драматичнее. Та немногая оркестровая музыка, которая была написана женщинами в XIX веке, полна невероятной внутренней силы и даже трагичности. Послушайте Луизу Фарранк или Эми Бич, и вы поймёте, о чём я говорю.
Дирижирование оркестром и хором. В чём разница?
Есть много технических нюансов. Оркестровое дирижирование сложнее, репертуар сложнее. Грубо говоря, хоровые дирижёры имеют дело только с голосами и в среднем 4—6, ну, в крайнем случае 8 партиями (то есть «мелодиями»). Оркестровые — с очень разными инструментами, которые нужно хорошо понимать, с гораздо более сложным организмом, сложной и более продолжительной партитурой, где партий может быть от 12 до 30+. Плюс дирижессы оркестра дирижируют и оркестром, и хором, когда произведение подразумевает это. А ещё есть опера (+ певицы, взаимодействие с ними — отдельная история) и балет (отдельный мир).
У нас в университете один хоровой мужчина-профессорка решил подирижировать оркестром с хором (административный ресурс + полное отсутствие самокритики), это была катастрофа, всё разваливалось просто. Когда-то мне надо было заменить его коротко, я сняла это на видео и потом сравнила с его концертным выступлением. Все, кому я давала послушать без видео, согласились, что со мной звучит в разы лучше. Это не говорит о моём таланте, просто это входит в мои компетенции как оркестровой дирижессы, но не в его как хоровика.
Ваши любимые дирижессы и композиторки?
Любимые дирижессы — Susanna Mälkki и из новых, наверное, Marie Jaquot. Ещё классные Anna Handler и Melissa Brunet. Дирижесс за границей намного больше, чем в России, но всё ещё, увы, мало. Я недавно изучала статистику: на позиции Music Director (главная дирижесса) в Штатах, которые впереди планеты всей в этом смысле, только 11% женщин. Причём крупнобюджетных организаций, возглавляемых женщинами, только 5,6%. Но женщин всё чаще зовут в качестве приглашённых дирижесс. Вектор хороший, но надо работать дальше. Сталкиваются дирижессы за границей со всем тем, что и в других профессиях, но, может, даже больше: мир академической музыки консервативен. Стеклянный потолок, стеклянный обрыв, синдром самозванки, штраф за материнство, враждебность, бытовой сексизм, непотизм, негласные квоты для мальчиков, недоступное образование — полный суповой набор. Любимые композиторки — Amy Beach (она просто огнище, обожаю её!), ещё классные — Ethel Smyth (она была, кстати, суфражисткой и написала их гимн!), Louise Farrenc, из современниц — Елена Лангер. Ужасно больно за невероятное количество загубленных талантов. Я как-то провела несколько мысленных экспериментов вроде «если бы Густав Малер родился женщиной — во сколько лет ему пришлось бы бросить мечты о музыке?» Та же Альма Шиндлер, его жена — на 20 лет младше него — писала музыку до встречи с ним, но он сказал, что в семье должен быть один композитор (угадайте кто). Ещё одна из выдающихся фигур ХХ века — педагогиня, взрастившая примерно половину великих мужчин-композиторок ХХ века, Надя Буланже и её рано умершая сестра, композиторка Лили Буланже.
В жюри часто все участницы — мужчины, иногда женщин довольно много, но всегда есть хотя бы один мужик. А вот такого, чтобы ВСЕ ЧЛЕНЫ ЖЮРИ — ЖЕНЩИНЫ, я не видела ни разу, ни на местечковых конкурсах в музшколе, ни на Всемирных хоровых играх. Что за хрень?
Та же самая история, когда учительницами года из года в год называют мужчин, обходя достойнейших женщин. Причина одна: патриархат.
Что в вашей профессии самое приятное и самое сложное?
Обожаю всё: и подготовку партитуры, и выбор программы, и репетиции, и концерты, всё люблю. Даже скучные (для большинства) постановочные репетиции в опере люблю. Вообще я чувствую себя очень счастливой, когда работаю. Сложно — огромное количество административной работы на многих дирижёрских должностях, сложно не поехать кукухой, пытаясь сделать карьеру. Очень сложно собрать свой оркестр. Но все эти сложности того стоят!
Какие советы/поддержка вам бы помогли на разных этапах пути? Что бы хотели услышать, если бы вы обратились за помощью? Спрашиваю как психолог. Иногда теряюсь, когда люди приходят из мира других профессий, а я не знаю специфики. Что бы помогло лично вам и хотелось бы услышать?
Ох, сложный и хороший вопрос. Если коротко, не знаю, как с этим помочь, но поначалу было тяжело постоянно бороться с газлайтингом и внушением, что это со мной что-то не так. Не хватало веры в себя. До сих пор, если честно, не всё идеально, но я работаю над этим.
Из советов — научиться быть себе поддерживающей подругой, выбирать себя, а ещё — перестать приравнивать понятие «хороший музыкант» к «хороший человек». Не доверять мужчинам.
Когда у меня была депрессия, я проходила терапию и в какой-то момент поняла, что моя психологиня вообще не понимает, о чём я говорю. Наверное, самое неочевидное — степень слияния личного и профессионального. Я как-то попыталась в рамках эксперимента рассказывать про себя, не говоря, что я дирижесса. Каждый раз проваливаюсь)
Что бы вы пожелали девочкам, которые мечтают дирижировать?
Только вы сами решаете, станете ли вы дирижессой. Если вам это зачем-то надо, слушайте только себя. Найдите тех, кто верит в вас, это очень поможет. А ещё ничего страшного, если вы в любой момент передумаете, это не сделает вас хуже как человеку или музыкантку. Если вы в какой-то момент почувствуете, что это не ваше, развернуться и уйти — ок. Но если вы чувствуете, что это — оно, держитесь и не сдавайтесь. Не полагайтесь на суждение о себе мужчин. К сожалению, среди женщин старшего поколения бывает сильна внутренняя мизогиния. Этого не нужно ожидать, но нужно быть готовой к этому.
***
Это «Спросите экспертку» — рубрика, гостьи которой делятся знаниями и опытом с вами, подписчицами канала «Видима и свободна».
В Дзене комментарии закрыты. Обсудить текст можно в моем телеграм-канале.